Анализ существующих форм аттестации педагогических работников
Основная цель реформирования института заработной платы педагогов (и, в частности, системы аттестации педагогических кадров) состоит в повышении качества образования.
Новые представления о качестве образования смогут реализоваться только в том случае, если они будут закреплены институционально:
• через оценку не только предметных знаний, но и компетентностей разного типа (общеучебных и социальных);
• через ориентацию на качество образования (понимаемого как формирование предметных знаний и развитие общеучебных компетентностей) как важнейшее основание для аттестации педагогов.
Анализ сложившихся на сегодняшний день форм и процедур аттестации педагогических работников показывает их несовершенство в следующих отношениях:
• Аттестация ориентирована прежде всего на оценку условий профессиональной успешности педагога, подтвержденных набором документов, а не реальной результативности работы учителя. В результате аттестационная экспертиза обеспечивает контроль за тем, чтобы документы, предоставляемые педагогом, соответствовали некоторым установленным требованиям; при этом оценки результата педагогической деятельности по качеству образования не происходит.
• Существующая форма аттестации построена на представлениях о том, что содержанием работы педагога является прежде всего преподавание в рамках аудиторной нагрузки; при этом вне оценки оказываются все виды внеурочной деятельности в рамках собственного предмета, а также внеучебной (воспитательной) деятельности. Во многом такая ситуация связана с устаревшими представлениями об уровне усвоения предметных знаний как главном критерии оценки качества образования.
• Существующие процедуры аттестации не отражают существенных сторон педагогической деятельности. В частности, «открытый урок» как одна из процедур аттестации не позволяет смоделировать такие стороны образовательного процесса, как постановку профессиональной педагогической проблемы, поиск путей ее эффективного решения, профессиональную рефлексию и т.д.
• Наличные формы и процедуры аттестации не стимулируют в достаточной мере ни повышение качества образования, ни карьерный рост: «разрыв» в оплате между отдельными категориями не является существенным, а главное – переход от категории к категории содержательно не определен. Это означает, что не прописано то новое качество педагогической деятельности, которое появляется при переходе к новой категории. Именно поэтому включенность педагога в инновационную деятельность и достижение благодаря этому высоких результатов не означает резкого повышения профессионального статуса и заработной платы.
• Существующие формы и процедуры аттестации не позволяют при оценке результативности учитывать мнение потребителей образовательных услуг – представителей гражданского сообщества, в то время как именно общественность оказывается наиболее чуткой к новым характеристикам качества образования.
Новые представления о качестве образования смогут реализоваться только в том случае, если они будут закреплены институционально:
• через оценку не только предметных знаний, но и компетентностей разного типа (общеучебных и социальных);
• через ориентацию на качество образования (понимаемого как формирование предметных знаний и развитие общеучебных компетентностей) как важнейшее основание для аттестации педагогов.
Анализ сложившихся на сегодняшний день форм и процедур аттестации педагогических работников показывает их несовершенство в следующих отношениях:
• Аттестация ориентирована прежде всего на оценку условий профессиональной успешности педагога, подтвержденных набором документов, а не реальной результативности работы учителя. В результате аттестационная экспертиза обеспечивает контроль за тем, чтобы документы, предоставляемые педагогом, соответствовали некоторым установленным требованиям; при этом оценки результата педагогической деятельности по качеству образования не происходит.
• Существующая форма аттестации построена на представлениях о том, что содержанием работы педагога является прежде всего преподавание в рамках аудиторной нагрузки; при этом вне оценки оказываются все виды внеурочной деятельности в рамках собственного предмета, а также внеучебной (воспитательной) деятельности. Во многом такая ситуация связана с устаревшими представлениями об уровне усвоения предметных знаний как главном критерии оценки качества образования.
• Существующие процедуры аттестации не отражают существенных сторон педагогической деятельности. В частности, «открытый урок» как одна из процедур аттестации не позволяет смоделировать такие стороны образовательного процесса, как постановку профессиональной педагогической проблемы, поиск путей ее эффективного решения, профессиональную рефлексию и т.д.
• Наличные формы и процедуры аттестации не стимулируют в достаточной мере ни повышение качества образования, ни карьерный рост: «разрыв» в оплате между отдельными категориями не является существенным, а главное – переход от категории к категории содержательно не определен. Это означает, что не прописано то новое качество педагогической деятельности, которое появляется при переходе к новой категории. Именно поэтому включенность педагога в инновационную деятельность и достижение благодаря этому высоких результатов не означает резкого повышения профессионального статуса и заработной платы.
• Существующие формы и процедуры аттестации не позволяют при оценке результативности учитывать мнение потребителей образовательных услуг – представителей гражданского сообщества, в то время как именно общественность оказывается наиболее чуткой к новым характеристикам качества образования.
Информационный источник: http://work.eurekanet.ru/ewww2/info/13125.html