Новое содержание аттестации педагогических работников, соответствующее новым принципам и подходам к нормированию труда педагогических работников
Цели новой системы аттестации педагогических работников: стимулирование повышения качества образования через обеспечение карьерного роста учителей, работающих более результативно.
Условия достижения цели аттестации педагогических работников:
• Основанием аттестации должна быть прежде всего реальная результативность работы педагога, понимаемая в соответствии с современными представлениями о качестве образования.
• Результаты аттестации должны существенным образом сказываться на определении базовой части оплаты труда учителя (то есть «разрыв» в заработной плате между отдельными категориями должен быть значительным). Это означает, что «предметом» аттестации должна быть способность педагога обеспечивать определенный, качественно заданный уровень результативности, и этот уровень должен быть «прописан» через характеристики достижений детей и «педагогических условий».
• Чтобы аттестация педагогов стала более объективной, чувствительной к качеству образования и его новым параметрам, процедура ее проведения должна стать открытой и прозрачной, в частности, за счет возможности участия общественности и независимых экспертов.
Результатом аттестации является присвоение педагогу квалификационной категории.
Качественные характеристики квалификационных категорий педагогических работников:
• Высшая категория присваивается педагогам, обеспечивающим высокое качество образования, владеющие современными образовательными технологиями и осуществляющими инновационную деятельность.
• Первая категория присваивается педагогам, обеспечивающим высокое качество образования детей, владеющим современными образовательными технологиями и включенным в методическую работу.
• Вторая категория присваивается педагогам, обеспечивающим качество образования и владеющим современными образовательными технологиями.
Дифференцирующими для присвоения категорий являются характеристики «владения современными образовательными технологиями», «участия в методической работе», «включенности в инновационную деятельность».
Выводы о наличии данных характеристик делаются по результатам представленных материалов. При этом необходимым условием присвоения категории является высокое качество образования детей, которое определяется по результатам мониторинговых исследований, аттестаций разного типа и анализа детского портфолио. Категория присваивается педагогу в том случае, если его деятельность соответствует определенному уровню требований и подтверждается высоким качеством образования детей.
Высокое качество образования определяется как:
• Высокая динамика достижений детей в области предметных знаний и общеучебных и социальных компетентностей. Этот параметр является даже более важным, чем абсолютные показатели достижений, поскольку отражает именно результативность усилий педагога, а не влияние результатов исходного уровня подготовленности детей или конкретной социальной ситуации развития.
• Уровень достижений детей выше или не ниже среднестатистических по региону. Этот критерий отражает способность педагога обеспечить не ниже чем средний уровень достижений детей, не ниже чем среднестатический по региону.
Под достижениями понимаются предметные знания, общеучебные и социальные компетентности:
• Оценка общеучебных компетентностей предполагает проведение мониторинговых исследований разного уровня (регионального, муниципального, в отдельных образовательных учреждениях). Под общеучебными компетентностями понимается набор умений, позволяющих человеку решать задачи следующих типов: анализировать границы своего знания и обнаруживать проблему; искать обобщенные способы решения; ориентироваться в информационном пространстве, в том числе пользоваться элетронными информационными ресурсами для решения задач разных типов; находить и анализировать информацию, важную в контексте поставленной задачи; адекватно оценивать свои возможности и уровень достижений и т.д.
• Оценка социальных компетентностей предполагает учет в форме портфолио разнообразных внеучебных достижений детей, в том числе участие в различных социальных проектах, конкурсах, олимпиадах и т.д.
Анализ существующего опыта в области модернизации аттестации педагогических кадров показывает, что основная проблематика может быть сформулирована таким образом: как одновременно сделать эту процедуру как можно более объективированной и прозрачной (то есть формализовать работу экспертов), и в то же время – открытой к инновационным формам педагогической деятельности.
Поиск новых форм аттестации задается двумя векторами:
• Новые формы аттестации должны быть способными учесть весь спектр деятельностей и достижений педагогов;
• Новые формы аттестации должны моделировать существенные стороны профессиональной деятельности педагога.
Наиболее релевантными представляются две формы аттестации: сбор профессионального портфолио педагога и защита профессионального проекта. При этом портфолио должно быть обязательной частью аттестации, а защита профессионального проекта может вводиться для перехода к высшей категории и подтверждения высшей категории, а также для перехода к первой категории.
Условия достижения цели аттестации педагогических работников:
• Основанием аттестации должна быть прежде всего реальная результативность работы педагога, понимаемая в соответствии с современными представлениями о качестве образования.
• Результаты аттестации должны существенным образом сказываться на определении базовой части оплаты труда учителя (то есть «разрыв» в заработной плате между отдельными категориями должен быть значительным). Это означает, что «предметом» аттестации должна быть способность педагога обеспечивать определенный, качественно заданный уровень результативности, и этот уровень должен быть «прописан» через характеристики достижений детей и «педагогических условий».
• Чтобы аттестация педагогов стала более объективной, чувствительной к качеству образования и его новым параметрам, процедура ее проведения должна стать открытой и прозрачной, в частности, за счет возможности участия общественности и независимых экспертов.
Результатом аттестации является присвоение педагогу квалификационной категории.
Качественные характеристики квалификационных категорий педагогических работников:
• Высшая категория присваивается педагогам, обеспечивающим высокое качество образования, владеющие современными образовательными технологиями и осуществляющими инновационную деятельность.
• Первая категория присваивается педагогам, обеспечивающим высокое качество образования детей, владеющим современными образовательными технологиями и включенным в методическую работу.
• Вторая категория присваивается педагогам, обеспечивающим качество образования и владеющим современными образовательными технологиями.
Дифференцирующими для присвоения категорий являются характеристики «владения современными образовательными технологиями», «участия в методической работе», «включенности в инновационную деятельность».
Выводы о наличии данных характеристик делаются по результатам представленных материалов. При этом необходимым условием присвоения категории является высокое качество образования детей, которое определяется по результатам мониторинговых исследований, аттестаций разного типа и анализа детского портфолио. Категория присваивается педагогу в том случае, если его деятельность соответствует определенному уровню требований и подтверждается высоким качеством образования детей.
Высокое качество образования определяется как:
• Высокая динамика достижений детей в области предметных знаний и общеучебных и социальных компетентностей. Этот параметр является даже более важным, чем абсолютные показатели достижений, поскольку отражает именно результативность усилий педагога, а не влияние результатов исходного уровня подготовленности детей или конкретной социальной ситуации развития.
• Уровень достижений детей выше или не ниже среднестатистических по региону. Этот критерий отражает способность педагога обеспечить не ниже чем средний уровень достижений детей, не ниже чем среднестатический по региону.
Под достижениями понимаются предметные знания, общеучебные и социальные компетентности:
• Оценка общеучебных компетентностей предполагает проведение мониторинговых исследований разного уровня (регионального, муниципального, в отдельных образовательных учреждениях). Под общеучебными компетентностями понимается набор умений, позволяющих человеку решать задачи следующих типов: анализировать границы своего знания и обнаруживать проблему; искать обобщенные способы решения; ориентироваться в информационном пространстве, в том числе пользоваться элетронными информационными ресурсами для решения задач разных типов; находить и анализировать информацию, важную в контексте поставленной задачи; адекватно оценивать свои возможности и уровень достижений и т.д.
• Оценка социальных компетентностей предполагает учет в форме портфолио разнообразных внеучебных достижений детей, в том числе участие в различных социальных проектах, конкурсах, олимпиадах и т.д.
Анализ существующего опыта в области модернизации аттестации педагогических кадров показывает, что основная проблематика может быть сформулирована таким образом: как одновременно сделать эту процедуру как можно более объективированной и прозрачной (то есть формализовать работу экспертов), и в то же время – открытой к инновационным формам педагогической деятельности.
Поиск новых форм аттестации задается двумя векторами:
• Новые формы аттестации должны быть способными учесть весь спектр деятельностей и достижений педагогов;
• Новые формы аттестации должны моделировать существенные стороны профессиональной деятельности педагога.
Наиболее релевантными представляются две формы аттестации: сбор профессионального портфолио педагога и защита профессионального проекта. При этом портфолио должно быть обязательной частью аттестации, а защита профессионального проекта может вводиться для перехода к высшей категории и подтверждения высшей категории, а также для перехода к первой категории.