Авторская программа "Основы исследовательской и творческой работы"

Разделы: Общепедагогические технологии


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Современная сфера образования переживает период значительных изменений. Возрастает роль самостоятельной научно-исследовательской, творческой деятельности учащихся. Курс “Основы исследовательской и творческой работы” предназначен для учащихся 9-11-х классов.

Целесообразность данной программы состоит в приобретении учащимися теоретических знаний и практических навыков в организации научно-исследовательской и творческой деятельности.

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

ЦЕЛЬ: создание условий для личностного развития учащихся, повышения их образовательного и общекультурного уровня.

ЗАДАЧИ:

– расширение кругозора учащихся в области достижений современной науки науки;

– выявление наиболее одаренных учащихся в разных областях науки и развитие их творческих способностей;

– вктивное включение учащихся школы в процесс самообразования и саморазвития;

– совершенствование умений и навыков самостоятельной работы учащихся, повышение уровня знаний и эрудиции в интересующих областях науки;

– организация научно-исследовательской деятельности учащихся для усовершенствования процесса обучения и профориентации.  

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ:

Курс построен в соответствии с дидактическими принципами научности, посильности, доступности, преемственности, систематичности, последовательности и творческой активности.

ПРИОРИТЕТНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОТБОРА МАТЕРИАЛА:

– гуманизация образования;

– интеграция предметов;

– дифференциация и индивидуализация обучения;

– доступность образования;

– логичность и системность изложения материала;

– полнота и завершенность содержательных линий.

МЕХАНИЗМ ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ:

1. Владение фактами:

установление причин фактов;

установление взаимосвязей между фактами;

отличие основных фактов и фактов второстепенных;

2. Владение проблематикой:

формулирование проблем по теме;

умение отыскать возможные пути решения проблемы;

3. Владение понятиями:

раскрытие содержания понятий;

установление взаимосвязей между понятиями;

практическое применение понятий;

4. Владение правилами и приемами:

формулирование правил, требований, приемов;

раскрытие содержания правил, требований, приемов;

характеристика действий, связанных с применением правил, требований, приемов;

5. Проверка навыков:

моделирование ситуаций, связанных с практическим выполнением действий, составляющих конкретное умение;

выполнение комплекса действий, составляющих определенное умение;

самоанализ результатов выполнения подобных действий.

ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ: лекции, практикумы, индивидуальные и групповые консультации.

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ: практическая работа, тесты, поисковые задания, итоговая работа.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Программа курса предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для данной программы являются:

– исследование реальных связей и зависимостей;

– объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах;

– поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.);

– отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации;

– передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);

– выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

– уверенная работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;

– самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;

– участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза;

– формулирование полученных результатов;

– создание собственных произведений, в том числе с использованием мультимедийных технологий, реализация оригинального замысла;

– владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика).

ПЛАН АВТОРСКОЙ ПРОГРАММЫ “ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЫ”

Не существует сколько-нибудь
достоверных тестов на одаренность,
кроме тех, которые проявляются
в результате активного участия
хотя бы в самой маленькой
поисковой исследовательской работе.
А.Н. Колмогоров

ТЕМА ДАТА
  НАУКА И НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ  
1. Понятие науки и классификация наук  
2. Научное исследование  
3. Этапы научно-исследовательской работы  
  МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ  
4. Понятие метода и методологии научных исследований  
5. Философские и общенаучные методы научного исследования  
6. Частные и специальные методы научного исследования  
  ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ  
7. Выбор темы научного исследования  
8. Проектирование стратегии исследования  
9. Проектирование тактики исследования  
10. Составление плана работы  
  СБОР НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ  
11. Основные источники научной информации  
12. Работа с научной литературой  
13. Основные способы переработки научной информации  
14. Понятийно-терминологическое обеспечение исследования  
  ЭКСПЕРИМЕНТ В ИССЛЕДОВАНИИ  
15. Основные компоненты эксперимента  
16. Типология экспериментов  
17. Подготовка, проведение и описание эксперимента  
18. Мониторинговые исследования. Статистический анализ  
  НАПИСАНИЕ НАУЧНОЙ РАБОТЫ  
19. Типы и виды научных исследований  
20. Структура научной работы  
21. Как работать над “Исследовательским/экспериментальным” разделом  
22. Рубрикация  
23. Способы написания текста  
24. Особенности научного стиля речи  
25. Работа над рукописью в целом  
  ОФОРМЛЕНИЕ НАУЧНОЙ РАБОТЫ  
26. Общие требования  
27. Представление отдельных видов текстового материала  
28. Порядок цитирования  
29. Сокращения слов  
30. Употребление прописных букв  
31. Оформление таблиц  
32. Графический способ изложения иллюстративного материала  
33. Оформление библиографического аппарата  
  Как подготовиться к защите работы  

ЛИТЕРАТУРА

  1. Ануфриев А.Ф. Научное исследование. – Москва, 2004.
  2. Баскаков А.Я. Туленков Н.В. Методология научного исследования. – Киев 2004.
  3. Безрукова В.С. Как написать реферат, курсовую, диплом. – Санкт-Петербург, 2004.
  4. Библиографическое описание электронных ресурсов. Методические рекомендации. – Москва, 2001.
  5. Кузнецов И.Н. Рефераты, курсовые и дипломные работы. Методика подготовки и оформления. – Москва. 2004.
  6. Лукашевич В.К. Основы методологии научных исследований. – Минск, 2001.
  7. Майданов А.С. Интеллект решает неординарные проблемы. – Москва, 1998.
  8. Майданов А.С. Методология научного творчества. – Москва, 2008.
  9. Манаков Н.А. Москальчук Г.Г. Ваша первая научная работа. Методические указания. – Оренбург, 2006.
  10. Папковская П.Я. Методология научных исследований. – Минск, 2002.
  11. Рузавин Г.И. Методы научного исследования. – Москва, 1974.
  12. Сабитов Р.А. Основы научных исследований. Учебное пособие. – Челябинск, 2002.
  13. Силина Т.П. Как правильно написать, оформить и защитить исследовательскую работу или ученический проект. – Хабаровск, 2009.