Четверг, 28.03.2024, 22:34
Приветствую Вас Гость

Обслуживающий труд [26]
Рабочие прграммы [11]
Тематическое планорование [6]
Статьи [5]
Категории каталога
Обслуживающий труд [26]
Рабочие прграммы [11]
Тематическое планорование [6]
Статьи [5]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Файлы » Национально-региональный компонент » Обслуживающий труд [ Добавить материал ]

Профессиональная проба - как средство актуализации профессионального самоопределения учащихся
[ Скачать с сервера (818.7 Kb) ] 22.11.2012, 13:24
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2»

Педагогический проект

Профессиональная проба – как средство актуализации
профессионального самоопределения учащихся

Сроки выполнения проекта: сентябрь 2010 – май 2014

География проекта (сфера реализации): учащиеся школы № 2 г. Верещагино

Руководитель:
учитель технологии
Балуева Любовь Николаевна

Верещагино 2012
Сегодня предмет «Технология» переживает нелегкое время:

1. значимость предмета снизилась;
2. количество часов на изучение программы уменьшилось;
3. интерес учащихся к практической работе потерялся;
4. у учащихся возникли трудности в выборе своей будущей профессии;
5. наблюдается снижение интереса к рабочим профессиям;
6. отсутствие у части учащихся желания трудиться.

Всё более актуальной становится проблема подготовки школьников к жизненному профессиональному самоопределению.
Анализ результатов диагностики профессиональных намерений учащихся второй ступени обучения в текущем 2012-2013 учебном году показал, что чёткое представление о своей будущей профессии имеет менее 15% учащихся. 10% вообще не определили своё профессиональное направление.
Многие учащиеся не могут сопоставить свои индивидуальные способности с требованиями к определённой профессии, не обладают достаточной информацией о современном мире профессий.
Для решения проблемы профессионального самоопределения для учащихся 9-х классов нашей школы с 2008-2009 году стала вести спецкурс «Я в мире профессий».
В 2010 - 2011 году решила выйти на новый уровень работы по профессиональному самоопределению – на профессиональные пробы, целью которых для ученика является «примерка» профессии «на себя».
Поставила задачу – предоставить учащимся возможность знакомства с профессией через практическую деятельность в процессе допрофессиональной подготовки.
В процессе такой «примерки» более четко определяем вместе с учащимися перспективы профессионального роста и мастерства, проявление определенных компетенций, основного восприятия правил выбора профессии, а также умения адекватно оценивать свои личностные возможности в соответствии с требованиями избираемой профессии.
Тогда выбор профессии будет более удачным, удовлетворенность данным трудом будет достаточно высокой.

Данный проект направлен на осмысление учащимися профессионального самоопределения через «примерку» профессий, т.е. профессиональные пробы.

Цели и задачи проекта

Цель: оказание помощи учащимся в их профессиональном самоопределении.
Задачи:
1)использовать современные информационные технологии в работе с учащимся по профессиональной ориентации;
2)расширять кругозор учащихся в мире профессий; пробуждать в них мотивацию к профессиональному самоопределению;
3)воспитывать сознательное отношение к выбору профессии и уважение к человеку труда;
4) привлекать учащихся к занятиям спецкурса через анкетирование и выявлять сферу интереса к той или иной рабочей профессии;
5)оформить сменный информационный стенд о востребованных профессиях на предприятиях города, района и края.
6) ориентировать учащихся на рабочие профессии города, района и края.

Для реализации проектной идеи я использую следующие методы: анкетирование учащихся, тестирование, беседы, встречи с представителями разных профессий, кинопросмотры, посещение районной библиотеки, экскурсии на предприятия города, встречи со специалистами ЦЗН, работа со специальной литературой и справочниками, а также использование Интернета. Всё это позволяет поддерживать интерес девятиклассников к участию в данном проекте. Но большее значение имеет деятельностный метод, когда учащиеся непосредственно на практике соприкасаются с той или иной профессией. Специфической особенностью проекта является проведение в конце учебного года завершающего праздника «Защиты профессий», где принимают участие не только участники проекта, но и все учащиеся школы.

Работу над проектом поделила на 4 этапа:

На первом ознакомительном этапе решаю задачу по определению интересов, увлечений учащихся, их отношение к различным сферам профессиональной деятельности. Делаю это посредством бесед, анкет.

На подготовительном этапе знакомлю с литературой, где есть информация о профессиональной деятельности, в которой предполагается проведение проб. Здесь же организую посещение предприятий, учреждений. Читаем заметки в районной газете о людях труда, о профессионалах своего дела. Моя задача - сформировать представление о том виде деятельности, которое им предстоит выполнить в ходе профессиональной пробы. Всего в рамках курса 7 профессиональных проб:
• редакция газеты;
• педагогическое дошкольное воспитание;
• библиотечное дело;
• азы аптечного дела;
• торговля;
• основы компьютерной техники;
• работа курьера в правоохранительных органах.

В процессе профессиональных проб учащиеся получают опыт и пытаются определить, соответствует ли её характер их способностям и склонностям. Чтобы организовать пробы, я должна выстроить отношения с предприятиями и учреждениями города (дошкольные учреждения, учреждения торговли, библиотеки, редакция районной газеты). Заключаем договор о прохождении профессиональных проб.

На деятельностном этапе распределяю учащихся по группам и микрогруппам. Разрабатываем задание вместе с партнёрами для профессиональной пробы. Распределяем и закрепляем место прохождения профпробы. В процессе профпроб я веду журнал посещаемости и видов выполняемой работы. Учащиеся ведут дневники, в которых руководители профпроб ставят оценки и пишут отзыв.

Рефлексивный этап включает в себя отчёт учащихся о прохождении профпроб, в котором отмечают трудные и инте6ресные стороны профессии. Кроме того, ученики обращают внимание на то, какой предмет наиболее важен в данной профессии. Какие способности нужно иметь при выборе профессии.
Реализуется проект в течение месяца. Учащиеся имеют возможность за это время попробовать себя в разных профессиях. Количество часов на пробу
выделено от 2 до 10. Два часа соответствуют 2 урокам предмета «Технологии». Ученикам предоставляется право замены одной пробы на другую, если данная проба не соответствует возможностям и склонностям учащегося.

К ожидаемым результатам отношу:
учащиеся знают:
• характер труда в данной сфере деятельности, в которой проходили пробу, т.е. «примерку»;
• требования, предъявляемые к личности и профессиональным качествам;
• правила безопасности труда, санитарии и гигиены.
умеют:
• выполнять простейшие операции, выполнять санитарно-гигиенические требования и правила безопасности труда, пользоваться документацией;
• выполнять простейшие вычислительные операции;
• соотносить свои индивидуальные особенности с профессиональными требованиями.

Итогом прохождения профпробы является наличие у учащихся индивидуального учебного плана, в котором прописывается индивидуальная образовательная траектория.

В 2010 – 2011 учебном году мне удалось организовать профессиональные пробы по следующим направлениям: библиотечное дело, азы аптечного дела, торговля, основы компьютерной техники, работа курьером в правоохранительных органах, педагогическое дошкольное воспитание, журналистика.
За один месяц 2010-2011 учебного года прошли профессиональные пробы 36 учащихся 9-х классов на 12 предприятиях и учреждениях.
В 2012-2013 учебном году по этим же направлениям прошли профессиональные пробы 42 ученика на 13 предприятиях и учреждениях.
Интерес учащихся к профессиональному самоопределению возрос, т.к. в процессе профессиональных проб реализуется возможность осмысления сферы профессиональной деятельности, учащиеся делают вывод о своей профпригодности. Подводя итоги профессиональных проб с учащимися, я провела анкетирование, выясняя, что им дала профессиональная проба.
Вот некоторые мнения учащихся:
• всё очень понравилось;
• для меня профессиональная проба стала неожиданно интересно;
• мне не хватило времени, я бы ещё поработала;
• доброжелательное отношение к нам, учащимся;
• лучше стали понимать представленную профессию;
• профпробы обязательно нужны, т.к. помогают определиться с выбором профессии;
• отрицательным моментом является нехватка времени.

Работа по организации профессиональных проб в нашей школе только начинается. И мне как учителю интересно узнать, насколько расширятся границы возможности профессионального самоопределения учащихся с применением данного опыта.
Категория: Обслуживающий труд | Добавил: Львёнок | Автор: Балуева Любовь Николаевна
Просмотров: 2426 | Загрузок: 117 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]