В свою
очередь переход к формированию рыночной экономики обусловил повышенный интерес
у учащихся к экономическим наукам и, в частности, к предпринимательской
деятельности. Подготовленность выпускников школы к вхождению в рыночные
отношения, наличие у них специальных знаний, навыков и умений дает
возможность учащимся быть наиболее
защищенными на рынке труда. В этой связи обучение основам предпринимательской
деятельности является одним из актуальных направлений профессиональной
подготовки.
Я
работаю учителем технологии в межшкольном учебном комбинате, позиционирующем
себя как «Центр индивидуального развития».
Целью моей педагогической деятельности является создание образовательной
среды, способной удовлетворить интересы учащихся к сфере экономической
деятельности.
Для реализации цели мною была разработана дополнительная общеобразовательная программа профильного уровня «Создай свое
торговое предприятие». Целью обучения по этой программе является формирование у
учащихся системы практически ориентированных знаний и навыков в области
торгового предпринимательства, создание информационной основы для дальнейшего
обучения.
Компоновка
содержания обучения в данной программе осуществлялась вокруг базовых понятий:
технология, предпринимательство, менеджмент, маркетинг, торговля. Для этого были
интегрированы знания следующих учебных дисциплин: «Технология», «Экономика»,
«Основы бизнеса», «Менеджмент», «Маркетинг»,
«Товароведение», «Организация торговли и технология торговых процессов»,
«Торговое оборудование», «Учет и
отчетность». Содержание обучения имеет
практико-ориентированный характер. Поэтому, с целью создания условий для
реализации творческих возможностей и полученных технологических знаний и умений
учащихся, разработала практикум
«Моделирование собственного предприятия».
Практикум
составлен с опорой на деятельностную парадигму обучения. В нем нет готовых
ответов на реальные ситуации, зато есть интересные задания, выполняя которые, учащиеся,
действуют творчески, а не по шаблону. При этом задача учителя -
организовать деятельность учащихся так,
чтобы они поэтапно дошли до решения ключевой задачи обучения – создания нового
предприятия. Принцип деятельности в процессе работы выделяет ученика как
деятеля в образовательном процессе, а учителю отводится роль организатора и
управленца этого процесса.
Таким
образом, организация учебной деятельности на уроках построена с опорой:
- на мысленные и
практические действия учащихся в целях поиска и обоснования наиболее
оптимальных вариантов разрешения учебной задачи;
- на значительно
возрастающую долю самостоятельной познавательной деятельности учащихся по
разрешению проблемных ситуаций;
- на усиление
интенсивности мышления учащихся в результате поиска знаний и
способов решения учебных задач;
- на обеспечение
прогресса в когнитивном и культурном развитии учащихся, творческом
преобразовании мира.
Практикум выполняется учащимися на протяжении двух лет обучения
в 10 - 11 классах. Практические работы
учащиеся выполняют в процессе изучения нового материала, что способствует его
усвоению. Задания практикума дают лишь общие направления работы для учащихся. Это основа, которую учащиеся развивают и
представляют каждый согласно своему уровню притязаний. Учащиеся желающие представлять
и защищать свою модель на экзамене, пользуясь различными источниками информации (специальная
литература, электронные ресурсы) работают над моделью дополнительно.
Моделирование
собственного бизнеса создает развивающую среду для учащихся, способствует
развитию ключевых компетенций школьника – коммуникативной, социально-правовой,
информационной. Данный практикум это: активная форма социализации учащихся;
профессионально-ориентированная деятельность учащихся; развитие творческого
начала. Результат – повышение
интереса к предмету, включенность в социальную жизнь, организация жизненного
образовательного пространства учащегося.
По
окончании обучения, созданную модель
собственного предприятия учащиеся представляют и защищают на экзамене, на
творческих конференциях.
Таким
образом, в основе педагогической деятельности лежит не информационно-сообщающее обучение, а
деятельностно - развивающее, побуждающее учащихся к самостоятельной
мыслительной активности.
Структура и содержание практикума «Моделирование
собственного предприятия»
Этапы
моделирования
|
Перечень практических
работ
|
1. Начало
бизнеса
1.Маркетинговое исследование
2.Выбор форм бизнеса
3.Месторасположение предприятия
4.Капитал
|
№
1 «Экономика района, в котором я живу»
№
2 «Исследование деятельности Торгово-промышленной палаты и Бизнес-инкубатора»
№
3 «Исследование финансовых предприятий»
№
4 «Вид и формы предпринимательской деятельности»
№
5 «Месторасположение предприятия»
№
6 «Ресурсы предприятия»
|
2.
Организация бизнеса
1.Легализация бизнеса
2.Деловое окружение
3.Персонал предприятия
4.Технологическая планировка
5.Дизайн предприятия
6.Оборудование предприятия
7.Фирменный стиль
8.Ассортимент товара
9.Организация торговли
|
№
7 «Легализация предпринимательской деятельности»
№
8 «Деловое окружение»
№
9 «Организация управления предприятием»
№
10 «Персонал предприятия»
№
11 «Трудовая договорная документация»
№
12 «Устройство, технологическая планировка, дизайн магазина»
№
13 «Фирменный стиль предприятия»
№
14 «Оборудование предприятия»
№
15 «Торгово-технологический процесс»
№
16 «Формирование ассортимента товаров»
№
17 «Маркировка товара»
|
3. Менеджмент
1.Экономика предприятия
2.Охрана окружающей среды
3.Охрана труда
4.Управление рисками
5.Управление персоналом
6.Маркетинговая деятельность
7.Управление торгово-технологическими процессами
8.Документационное обеспечение предприятия
9.Инфрмационное обеспечение
10.Учет и отчетность
|
№
18 «Экономика предприятия»
№
19 «Разработка плана мероприятий по охране окружающей среды для торгового
предприятия»
№
20 «Охрана труда на предприятии»
№
21 «Режим труда и отдыха персонала»
№
22 «Управление персоналом»
№
23 «Управление хозяйственными рисками»
№
24 «Маркетинговая деятельность предприятия»
№
25 «Планирование рекламной деятельности»
№
26 «Реклама в местах продаж»
№
27 «Презентация магазина»
№
28 «Управление торговыми процессами»
№
29 «Контроль работы торгового предприятия»
№
30 «Документационное обеспечение деятельности предприятия»
№
31 «Информационное обеспечение предприятия»
№
32 «Организация защиты коммерческой тайны»
№ 33 «Оформление учетной документации» |