Игрушка-сувенир

Разделы: Технология


Тема: Игрушка-сувенир.

Цель: ознакомить учащихся с историей народной игрушки, научить изготавливать игрушки-сувениры из природных материалов, развить творческие способности.

Оснащение: образцы народных игрушек, спилы лесоматериалов, ножовки, напильники, лак, кисточки, клей ПВА, выжигатель, средне-зернистая шкурка.

План занятия.

I. Организационный момент.

II. Повторение пройденной темы: “Строение дерева”.

  1. Назовите мягкие лиственные породы деревьев?
  2. Основные разрезы ствола?
  3. Из каких частей состоит древесина?
  4. Сообщение цели урока.

III.  Изложение нового материала: “Игрушка – сувенир”.

  1. История народной игрушки.
  2. Изготовление игрушек, сувениров из отходов лесоматериалов.
  3. Практическая работа.
  4. Заключительная часть.

1. История народной игрушки.

Знакомство с некоторыми видами народных игрушек, выполненных из дерева, глины, ткани. Игрушка – это часть культуры народа, она возникла очень давно вместе с человеческим обществом.

Люди всегда заботились о красоте и занимательности игрушек. Поэтому мастера вкладывали в образ игрушки, всю свою фантазию, выдумку, изобретательность. Игрушку наряжали в народные костюмы, но лицо игрушки обозначено крестом или нет лица, боялись, что кукла с лицом может приобрести душу и навредить ребенку.

Игрушку связывают с древнейшими культовыми обрядами, олицетворением сил природы в облике людей или животных. Так, женская фигура символизировала мать-землю, конь-солнце, а водоплавающая птица – водную и воздушную стихии. Действительно, в игрушке с древнейших времен неизменно сохраняются эти три образа. Происхождение глиняных свистулек связано с обрядами глубокой древности, когда свист считался надежным средством отпугивания злых сил. В древности культовое и игровое ее значение тесно переплетались между собой, а затем религиозные обряды были забыты, и игрушка осталась только предметом развлечения. Время изменило условия окружающей жизни, в творчество народных мастеров проникали новые сюжеты, но эти образы и по сей день фигурируют в игрушке любого промысла.

Судя по игрушкам XVI–XVIII вв. найденных на территории Москвы, в те времена уже сложился тип русской народной игрушки, несложной, дешевой и забавной. Игрушками служили миниатюрные кувшинчики, горшочки свистульки, погремушки, фигурки с изображением коня с всадником, собак, птиц, медведей и т.д. В каждой местности, в каждом промысле складывались свои приемы технического исполнения. Особое внимание заслуживает деревянная игрушка. В северных русских деревнях, игрушки “лесовики” делали из шишек, мха, бересты. Декоративностью отличаются фигурки коней с круто изогнутой шеей, передающей норовистость быстрого коня, выполненные из плоских дощечек и поставленные на две пары колес. Яркость раскраски присущи Городецким упряжкам с одним, двумя или тремя конями, запряженными в возок или сани. В нехитрых чурбачках, в архангельских “ панках”, закутанных в лоскутки ткани, поколения девочек видели самых симпатичных кукол, оседланный мальчишкой прутик превращается в его воображении в лошадку.

Деревянные игрушки были подлинными произведениями искусства. Всеобщей любовью пользуется богородская игрушка. Остроумие и тонкий народный юмор, поэтизация образов и убедительная простота характерны для работ богородских игрушек. Произведение богородчан не свойственны фантастические образы, их заменяют вполне реалистичные изображения барынь, сцены из крестьянской жизни, фигурок зверей, животных и птиц. Раскрашены они в два – три цвета красный, желтый, синий, реже – зеленый.

Знаменитые матрешки, вставляющие одна в одну! В них и сейчас играют ребята, а взрослые ставят их среди книг и цветов. Интересна, история появления матрешки в России. Наверно, вы думаете, что этой игрушке лет двести, триста и более того? Нет, матрешка молода. Ей всего сто десять лет. В Подмосковье, на берегах живописной речушки Вори раскинулось старинное поместье Абрамцево. После 1870 года, когда усадьба была продана Савве Мамонтову – богачу и щедрому меценату, место это превратилось в творческую мастерскую художников, писателей, артистов, резчиков по дереву. В 1870 году к обитателям Абрамцево попала японская деревянная фигурка добродушного лысого старика. Изображала она мудреца Фукуруму, у которого голова вытянулась вверх от постоянных раздумий. Игрушка была не простая, а разборная. Она состояла из нескольких фигурок, вставленных одна в другую. Мастерам из Абрамцево понравилась заморская диковинка, однако они не стали тиражировать семью Фукурума, а создали вместо этого куда более привлекательный хоровод “русских красавиц” в ярких нарядах.

Поскольку первая игрушка изображала девочку в сарафане и платке с черным петухом в руках, то окрестили ее “матрешкой” соответственно крестьянскому обличию. Сегодня народная игрушка входит в нашу жизнь, как одно из ярких явлений декоративно-прикладного искусства, как сувенир, украшение интерьера. Показ образцов игрушек.

2. Изготовление игрушек, сувениров из отходов лесоматериалов.

Для изготовления игрушек никогда не существовало специального поделочного материала. Возникновение и развитию многочисленных промыслов игрушки на территории нашей страны способствовали разнообразные условия, в первую очередь легкодоступное сырье – глина, лесоматериал, шишки, береста.

Для выполнения игрушки-сувенира нужно напилить спилы деревьев. Лесоматериал должен быть сухим, напилен не более 5мм толщиной, различного диаметра. Можно напилить спилы наискосок, хорошо смотрятся спилы с корой. Прежде, чем приступить к изготовлению игрушки, сувенира, нужно задумать будущую игрушку. Для того чтобы фантазия заработала, показываются образцы работ учащихся, плакаты. Зарисовка будущей игрушки в альбоме дает возможность лучше представить общий вид модели, пропорции, помогает понять конструкцию, расположение деталей, развивает фантазию в художественном оформлении игрушки. Потом подбираются подходящие спилы будущей игрушки. Спилы обрабатываются напильником, потом шкуркой, склеиваются клеем ПВА детали (спилы). Выжигаются готовые изделия, если это нужно, например, некоторые детали как глаза, усы и т.д. Готовое изделие покрывают лаком.

3. Практическая работа. Изготовление игрушек, сувениров из отходов лесоматериалов.

  1. Повторение техники безопасности при работе с режущими инструментами, при ручной обработке дерева.
  2. Вводный инструктаж. Объяснение учителя, как лучше использовать спилы, с чего начать. Зарисовка будущего изделия. Как пользоваться заготовками.
  3. Учащихся раскладывают по деталям задуманную игрушку-сувенир (показ учителю).
  4. Обработка каждой детали (спилов) напильником, шкуркой.
  5. Сборка и склеивание деталей.
  6. Лакирование готового изделия.
  7. Показ учащимся своих поделок.

4. Заключительная часть урока.

Заканчивая беседу, обращается внимание на общие принципы, роднящие народную и современную игрушку. Главные из них – это простота форм, декоративность, праздничность, чувство материала. Традиция народного искусства продолжают жить и развиваться, наиболее ценные черты народной игрушки – яркая образность, добродушный юмор. Учащихся демонстрируют свои поделки. Учитель подводит итоги практической работы.

Литература:

  1. Хворостов А.С. “Декоративно-прикладное искусство в школе” 1981 г.
  2. Барадулин В.А. “Основы художественного ремесла” 1990 г.
  3. Буриков В.Г. “Домовая резьба”1994 г.