Интегрированный урок технологии и информатики по теме "Проектирование разделочной доски при помощи персонального компьютера"

Разделы: Информатика, Технология


Уроки технологии в 5 классе ведутся первый год, учитель уделяет в своей работе внимание проектной деятельности. Начинается выход на этот вид учебной работы в 5 классе. Учитывая возрастные особенности учащихся здесь приемлемы не большие проекты, а скорее всего уроки-проекты.
Эту идею мы пытались реализовать на интегрированном уроке в течении 2-х часового занятия.
В 5 классе информатика изучается факультативным курсом, в 1 четверти дети закрепляли навыки работы в текстовом редакторе, познакомились с операцией копирования информации из текстовых файлов, умеют вставлять и форматировать изображение в тексте. Знакомы с  графическими возможностями текстового редактора с использованием инструментов панели Рисование.
Знакомы с окном графического редактора PAINT, умеют пользоваться командами главного меню и знают назначение кнопок на панели инструментов.

Интегрированный урок
технологии и информатики в 5 классе
Проектирование разделочной доски при помощи ПК
Концептуальная цель преподавания: Формировать социально-трудовую и информационную компетентности учащихся на примере проектирования разделочной доски.
Тема урока: Разработка изделия при помощи компьютерной графики. Основы проектирования и конструирования с применением ПК.
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Стратегическая цель урока: Создание условий для развития учебно-познавательной компетентности учащихся в основах проектирования с применением компьютерной графики..
Задачи урока

  • заинтересовать детей методом проектирования изделий из древесины с применением ПК;
  • познакомить с важнейшими понятиями  первого этапа конструирования изделий из древесины;
  • практически заинтересовать детей к индивидуальному подходу в конструировании изделий с использованием ИКТ

Оборудование: презентация «Основы проектирования и конструирования»
(Слайд 1)

Ход урока Личностные качества Ключевые компетентности
I. Организационный момент.  (Слайд 2)
-Ребята, давайте вспомним, о чём мы с вами говорили, когда начинали делать своё первое изделие? Что нам нужно, чтобы начать делать какое – либо изделие? Ребята отвечают: - дерево, доски, надо вначале нарисовать, надо вначале придумать!
 (Слайд 3)
Верно, ребята, вначале надо придумать, что мы хотим делать.
У нас возникла идея сделать маме на 8е марта подарок в виде разделочной доски.
внимание
аудиальный канал
положительные эмоции
коммуникативная компетентность
(активное слушание)

 

социально-трудовая компетентность (соотнесение с собственным семейным опытом)

II. Постановка целей урока.
1. Тема нашего урока – «Основы проектирования и конструирования». Нам сегодня необходимо придумать, что мы будем дарить мамам и попробовать сконструировать это изделие на компьютере.
2. Введение проблемной ситуации.
Давайте решим, что сделать к женскому празднику?
Нам нужно сделать изделие быстро, чтобы оно пригодилось в доме, чтобы имелся подручный материал, чтобы оно было красивым, т.е. эстетичным и понравилось маме. (Слайд 4)
Дети говорят: - можно доску, можно подставку под салфетки, можно подставку под горячее и т. д.  Предлагается множество др. вариантов.
Учитель: - Вы, ребята, назвали множество изделий, которые можно действительно сделать своими руками и подарить к 8 марта. Т.Е. ИДЕЯ! У нас уже есть!
А что для нас будет самым простым в изготовлении из названных вариантов?
III. Изучение темы.
Дети: Доска, лопатка, подставка под горячее….
Учитель: Верно, это, пожалуй, самые простые для нас изделия.
Итак, сегодня мы проектируем разделочную доску.
Теперь надо обдумать и решить окончательно, из какого материала будем её делать, какой понадобится для этого инструмент.  
Что, сразу приступим пилить доски и строгать?
(По ходу урока учитель обсуждает с учащимися увиденное и услышанное, опирается на знания, имеющиеся у детей.)
Дети: - Нет, надо вначале нарисовать
Учитель: - Верно, надо нарисовать. Лучше, конечно, нарисовать несколько вариантов (Слайд 5)выбранного вами изделия Можно выполнить и чертёж этого изделия. (Слайд 6)  
Очередная работа, которую предстоит выполнить, это перенос контура на заготовку (Слайд 7). Такой перенос можно сделать при помощи вырезанного трафарета, либо сконструировать контур непосредственно на заготовке.  Контур нашего изделия готов! Теперь наступило время раскроя (распиливания) (Слайд 8). заготовки по заданному контуру. Конечно, при любой обработке заготовки нужно учитывать припуски, т.е. оставлять немного лишнего материала для последующей обработки изделия.
Теперь дело осталось за немногим. Представим, что доска у нас выпиленная, лишь осталось сделать ей последнюю обработку. Нужно подогнать все линии под выбранный нами размер. Т. е. выполнить вначале грубую, а затем и чистовую, обработку, теперьуже нашего изделия.
И последний штришок в нашей работе… (Слайд 9)
Нам нужно сделать доску красивой. Для этого можно скопировать понравившийся вам рисунок из журнала или книги, огромное их количество можно найти в поисковых системах Интернет. Можно нарисовать самим. Такой подарок для мамы будет намного дороже. После нанесения рисунка, мы успешно можем его выжечь и покрыть одну сторону (где выполнен рисунок) лаком.

 

Связная речь

эффективное внимание

мышление

 

осознанная память
рефлексивность

 

положительный эмоциональный настрой учащихся

мотивация через интерес

 

учебно-познавательная компетентность (умение целеполагания, планирования своей деятельности)

коммуникативная компетентность (ученики в основном следуют процедуре обсуждения, предложенной учителем – продуктивная коммуникация)

 

коммуникативная компетентность (продуктивная коммуникация)
социально-трудовая компетентность (овладение алгоритмом работы )

IV. Контроль усвоения полученных знаний методом собеседования.
- Ребята, итак, мы с вами обговорили, что будем делать на 8е марта своим мамам, но прежде, чем выбрать нам нужна была ….(идея)
- Идея имеется. Теперь надо идею обдумать и решить из чего сделать, ( материал)  и чем его сделать, (. инструмент).
- Следующее, надо разработать варианты выбранного изделия.
- Вариант выбран, надо перевести контур на заготовку.
- Теперь необходимо выполнить рисунок или чертёж будущего изделия.
- Выбранный нами контур разделочной доски мы быстро переносим на заготовку.
- Очередной задачей будет выпиливание контура нашего изделия.
- Теперь грубая и чистовая обработка.
- Доска готова, и последний штрих - это нанесение рисунка на одну из поверхностей и лакирование

-  Молодцы! Вы практически все усвоили порядок основ проектирования. Теперь всё, что мы с вами усвоили, переведём на практическую основу. (Учитель называет учеников, которые активно работали в течение урока и правильно отвечали на вопросы. Отмечает тех, кто сделал ошибки).
Вовремя заметить ошибку – это очень хорошо.

- Что вам больше всего запомнилось из урока? Что показалось самым интересным?

VI. Домашнее задание (на выбор).
- Дома нарисуйте контур разделочной доски тем же способом, каким рисовали лопатку. Или сделайте трафарет вашей будущей доски.

VII. Оценки.

VIII.
- Следующий урок сегодня мы проведём в кабинете информатики, где вы сможете на практике применить ваши знания. Вы изучаете информатику,  у вас сегодня замечательная возможность попробовать сконструировать своё изделие при помощи компьютера. Мы с вами обязательно обсудим, какие новые возможности вы увидели в такой работе. Успешной работы вам!

 

эффективное внимание
осознанная память
рефлексивность

визуальный канал восприятия

аудиальный канал восприятия

умение слушать

 

рефлексивность

 

мотивация через интерес

 

коммуникативная компетентность (умение вести диалог, соблюдение норм речи в высказывании, следование процедуре обсуждения, предложенной учителем)

 

компетентность  личностного совершенствования (уверенность в возможности развития своих способностей)
информационная компетентность и  учебно-познавательная компетентность (осознание в процессе диалога, какой информацией он обладает, а какой – нет)
информационная компетентность (понимание полученной информации, интерпретация полученной информации)

учебно-познавательная компетентность (умение пользоваться современными средствами коммуникации, оценить уровень своих знаний)

Интегрированный урок  информатики и технологии
Вяткина Любовь Васильевна – учитель информатики высшей квалификационной категории
Проектирование разделочной доски при помощи ПК средствами программы графического редактора PAINT.

Цель урока:
Формировать информационную компетентность и технологическую культуру учащихся на примере проектирования разделочной доски.
Задачи:
Образовательные:
- научить школьников применять современное программное обеспечение для решения поставленной задачи,
- закрепить знания, полученные на уроках информатики, по теме “Компьютерная графика”.
Дидактические:
- отрабатывать навыки работы с инструментами графического редактора,
- формировать операционное мышление, направленное на применение современных компьютерных технологий в практической деятельности.
Развивающая:
- развивать у учащихся пространственное воображение, творческое мышление, потребность пополнять свои знания.
Воспитательная:
- воспитывать интерес к практической направленности своих знаний, эстетический вкус.
Диагностическая:
- оценивать свои возможности; уметь выбирать объект для работы.
Методические приемы: рассказ, фронтальная беседа, практическая работа.
Основные методы:
- Объяснительно-иллюстративный
- репродуктивно-поисковый,
- творческая деятельность.
Структура урока: цель – мотив – содержание – средства – контроль;
Формы данного типа урока:
- повторительно-обобщающий урок;
- практическая работа .
Межпредметные связи: технология,  информатика.
Знания и умения учащихся:
Информатика
Знают:
- среду Графического редактора  Pаint,  текстового редактора MS Word
- понятия: текстовый редактор, алгоритм работы с файловой системой
- графический редактор: инструменты графического редактора, палитра цветов.
Умеют:
- пользоваться прикладными программами Paint и Microsoft Word,
- выбирать инструменты, цвета, редактировать изображения.
Учащиеся должны:
-  познакомиться с алгоритмом выделения области с прозрачным и непрозрачным фоном,
- уметь перемещать выделенную область
Средства обучения:
- технические средства: компьютер с операционной системой MS Windows, мультимедийный проектор, цветной принтер, экран, школьная доска, образцы разделочных досок.
- программные средства: Microsoft Word, Paint, Power Point.
- раздаточные материалы: памятки с  алгоритм выполнения практической работы на компьютере.

Ход занятия:

1. Организационный момент.
Учитель приветствует ребят, объясняет задачи на занятие.

2. Повторение материала:
К компьютеру преподавателя вызывается ученик, запускает графический редактор и называет основные элементы окна. Отвечает и по возможности показывает ответы на вопросы учителя:
Титульная строка?
Главное меню?
Палитра? Цвет фона и цвет инструмента?
Инструменты графических примитивов?

3. Переход к изложению нового материала.
Ребята, вы умеете пользоваться этими инструментами и весьма неплохо. У вас имеется несколько примеров рисунков, выполненных с помощью графических примитивов, самый сложный и интересный из них – кривая.  С помощью графического редактора можно не только рисовать, выполнять геометрические построения, но и обрабатывать нарисованное.
Сегодня мы с вами познакомимся с приемами выделения области рисунка и узнаем практическое применение данных умений для решения поставленной перед вами задачи на уроке технологии. Надеюсь, что наша тема не вызовет у вас затруднений и поможет вам в решении домашнего задания по технологии.

Мы изучаем сегодня «Выделение, перенос и копирование».
Будем работать с готовыми картинками, вы их скопируете из документа текстового «Шаблоны» обычным способом, как мы это делали с фрагментами текста. Первый рисунок называется «Мозаика». Сейчас я вам показываю ход выполнения работы через проектор, а затем вы будете выполнять сами. Кому будет трудно, вы обратитесь к карточке с прописанным алгоритмом выполнения практической работы.
Графический редактор у нас открыт. Копируем рисунок «Мозаика из «Шаблона». Рисунок располагается в левом верхнем углу. посмотрите что у нас есть. Наверное, все догадались, что нам предстоит из частичек собрать целое. В правом верхнем углу листа имеется образец доски. Я вам покажу как нужно «собирать» эти части, используя инструмент «выделение», а вам нужно будет подумать с какой части вы начнете выделение, чтобы ваша доска вписалась в размер листа.  (Ученики умеют увеличивать рабочее поле)

Алгоритм построения рамки для выделения фрагмента:
1. Устанавливаем курсор в один из углов будущей рамки и нажимаем ЛКМ
2. Не отпуская кнопки, протягиваем курсор в противоположный угол
3. Фиксируем выделение, отпуская кнопку мыши.
Наблюдательный пользователь обратил внимание, что при выборе инструмента Выделениепод панелью инструментов появилось пиктографическое меню на две опции. Первая задает… давайте посмотрим и скажем.
Нажатием ЛКМ по области выделения перемещаем часть до совмещения с другой частью.
Смотрим внимательно! Заметили, что часть доски при совмещении стала белой. Что-то нас не удовлетворяет.
Возьмем вторую опцию и повторим действие перемещения, до совмещения частей. А вот здесь уже хорошо и красиво.
Итак, обе опции служат для выделения области фигуры, а разница в том, что … первая позиция – непрозрачный фон, вторая – прозрачный. Выбирать будем ту, которая нужна и помогает решить задачу правильно.
Еще есть левый инструмент выделения в виде звезды, он помогает выделить область произвольной формы. (Показать)
«Собрать доску» - это ваше первое практическое задание.
Практическое задание заключается в том, что вы из «Шаблона» выбираете понравившуюся форму доски, копируете ее в PAINT, а затем копируете рисунки для оформления и с помощью выделения и перемещения «наклеиваете» их на доску.
Рассмотрите готовые рисунки для аппликации и вспомните что нужно сделать для сокращения действий, если вам нужно будет один и тот же рисунок  применить несколько раз, для составления узора!
- Сначала копировать, потом перемещать и вставлять, используя не правую кнопку мыши, а команды главного меню.
Я также надеюсь, что в случае неправильного действия вы его тут же отмените.
Ребята, между выполнением двух заданий не забудьте сделать гимнастику глаз, для этого на панели задач откройте файл «Глаза» и выполните движение глаз по стрелкам на изображении:

3. Практическая работа:
Приступаем к выполнению практических заданий, рядом с клавиатурой лежат карточки-задания с алгоритмом выполнения работ.
Как только вы справитесь с заданием, мы его у вас принимаем, вместе с вами сохраняем файл в вашей папке. На следующем уроке вы увидите свои работы – аккуратные, индивидуальные, творческие - в презентации, поэтому девизом для нас станет мудрое изречение «Постарайся сделать хорошо! Плохо всегда получится!» (Девиз напишем на доске, и также он имеется на слайде презентации с анимационными рисунками)

 Выполняя практическую работу, постарайтесь для себя ответить на вопросы:
- Как теоретические знания помогают на практике?
Итогом урока может служить ответ на  вопрос «Удовлетворены ли вы результатом своей работы?».
Примечание: урок был открытым в рамках проведения декады педагогической активности. Дети собрали доски. Оформили их аппликацией. Получилось неплохо, на следующих занятиях мы будем учиться делать орнаменты, используя геометрические инструменты. В документе «Шаблоны» ученики увидят доски, выполненные ребятами постарше с элементами орнамента.

Приложение