Статья "Технология трудового обучения детей с отклонениями в развитии"

Разделы: Технология


Воспитание и обучение детей с проблемами в развитии в коррекционной школе – гуманное, благородное дело. Без специального воспитания и обучения эти дети в основной своей массе могли бы стать беспомощными, невостребованными в обществе, живущими только в своем уязвленном мире.

Школа дает детям необходимые знания и умения, способствует преодолению либо компенсации нарушенных психических функций, стимулирует дальнейшее психическое развитие, помогает стать полноценными членами семьи и общества. Чтобы справиться с такими трудными задачами, учитель коррекционной школы должен уметь понять внутренний мир ребенка, его стремления и реальные возможности.

Воспитание и обучение детей, психическое развитие которых затруднено из-за поражения головного мозга, требует большого педагогического мастерства, особых методов.

Для детей с нарушением интеллекта характерен основной общий недостаток – нарушение сложных форм познавательной деятельности (причем имеет место неравномерное нарушение). Эмоционально-волевая сфера в ряде случаев нарушена, но есть и такие дети, у которых она относительно сохранена.

Ребенок с проблемами в развитии, как и всякий ребенок, растет и развивается, но развитие его замедляется с самого начала и идет на дефектной основе, что порождает трудности вхождения в социум, рассчитанный на нормально развивающихся детей.

Обучение имеет решающее значение для развития таких детей и их реабилитации в обществе. Установлено, что наибольший эффект в их развитии достигается в тех случаях, когда в обучении осуществляется принцип коррекции (исправление присущих этим детям недостатков).

Только то обучение хорошее, которое стимулирует развитие, ведет его за собой, а не служит просто обогащением ребенка новыми сведениями, легко входящими в его сознание.

Таким образом, принцип коррекции заключается в исправлении недостатков психофизического развития детей в процессе обучения путем использования специальных методических приемов. В результате применения коррекционных приемов обучения одни недостатки у учащихся преодолеваются, другие ослабевают, благодаря чему школьники быстрее продвигаются в своем развитии. Чем больше ребенок продвинется в развитии, тем успешнее он будет овладевать учебным материалом, т. е развитие и обучение учащихся на основе принципа коррекции – два взаимосвязанных процесса.

Исправление недостатков развития учащихся коррекционной школы происходит медленно и неравномерно. Поэтому учителю обычно бывает трудно заметить сдвиги в развитии мыслительных процессов у учащихся, в формировании волевых и других качеств личности. Он хорошо знает, как каждый ученик усвоил тот или иной учебный материал, но этого недостаточно для характеристики уровня его продвижения в развитии.

Одним из показателей успешности коррекционной работы может служить уровень самостоятельности учащихся при выполнении новых учебных трудовых заданий.

Из психологических исследований известно, что самостоятельность школьников зависит от уровня сформированности у них обобщенных учебных и трудовых умений (умений самостоятельно ориентироваться) в требованиях к выполнению заданий, анализировать условия и планировать свою деятельность, привлекая для этого имеющиеся знания и опыт, делать выводы о качестве выполненной работы.

Обобщенные учебные и трудовые умения формируются на основе конкретных умений по каждому учебному предмету и путем систематической целенаправленной работы с применением специфических для каждого предмета методических приемов.

Коррекции подлежат не только недостатки психофизического развития общие для всех детей с отклонениями в развитии, но и недостатки, характерные для тех или иных учеников (индивидуальная коррекция). Индивидуальная коррекция обусловлена тем, что основной дефект у таких детей проявляется неодинаково и, кроме основного, есть сопутствующие дефекты разной степени, В обучении это наблюдается в значительных различиях в уровне овладения знаниями, умениями и движении их в умственном и физическом развитии.
Для осуществления индивидуальной коррекции необходимо выявление затруднений, испытываемых учениками в обучении различным предметам и установлении причин этих затруднений. На основе этого разрабатывают методы и формы индивидуальной коррекции.

Общая и индивидуальная коррекция осуществляется практически на одном и том же учебном материале и почти в одно и то же время. Общая коррекционная работа проводится фронтально, индивидуальная – с отдельными группами или учениками.

В классе могут обучаться учащиеся требующие разные формы и методы коррекционной работы. Коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы заключается в формировании у учащихся волевых качеств личности в развитии морально-нравственных чувств, в воспитании эмоций, в том числе эмоционально-волевых компонентов поведения, что отражается в учебе, в труде, в отношении к окружающим.

Включению школьников в трудовую деятельность способствует реализация принципов коррекционной направленности обучения, организации восприятия, привлечения внимания, формирования представлений, нравственных норм, требований к поведению, к учебе, труду, дисциплинированности, – все это помогает решать задачу профессиональной подготовки.

Трудовое обучение коррекционной школы ставит своей целью подготовку работников обслуживающего труда, способных самостоятельно и на профессиональном уровне выполнять несложные виды работ на массовых производственных предприятиях в условиях обычного трудового коллектива.

Трудовое обучение, как и остальные учебные предметы, решает задачу всестороннего развития учащихся и вносит существенный вклад в физическое, умственное, эстетическое и нравственное развитие.

Однако, основная задача трудового обучения – дать школьникам начальное профессиональное образование, вооружить их доступными техническими и технологическими знаниями, профессиональными навыками и умениями, которые необходимы для работы по определенной специальности.

Знания, полученные школьниками на уроках труда, с одной стороны, повышают общий уровень интеллекта, и, с другой, создают основу для развития умений правильно регулировать свою деятельность при решении трудовых задач (ориентироваться в полученном задании, планировать и контролировать свою работу).

У большинства учащихся могут быть сформированы высокоавтоматизированные навыки выполнения несложных трудовых операций, однако процесс формирования навыков протекает медленно. Наибольшая сложность трудового обучения состоит в формировании обобщенных умений – способности выполнять трудовые задания не только в определенной ситуации, но и при изменении условий. Такая особенность обучения обусловлена интеллектуальной недостаточностью школьников.

Задачи профессиональной направленности трудового обучения решаются путем воспитания у учащихся общей готовности к труду и сообщения им системы технологических знаний, умений и навыков по определенной профессии.

Технология трудового обучения детей с недостатками интеллекта

Качество знаний, умений и навыков, учащихся во многом определяется правильным выбором и умелым применением методов обучения. Но не только от этого зависит обученность школьников. Не менее важным являются доступность материала и подготовленность учащихся к его восприятию, особенности их обучаемости, отношение к учению и учителю. Все эти показатели входят в содержание технологии обучения. Центральной частью технологии обучения является цель обучения, а организация учебного процесса составляет ее процессуальную часть. Обучение на уроках труда включает два главных этапа: усвоение теоретических знаний и выполнение практической работы. Практическая работа направлена на изготовление продукции, имеющей полезное назначение и приближающейся по своему качеству к товарной продукции, Такая работа вызывает интерес, что создает положительное отношение к урокам труда в целом.

В условиях современного производства значительно возрастает доля умственной деятельности в процессе труда рабочего, увеличивается число задач, не укладывающихся в рамки стереотипных решений. Именно способность выполнять работу в пределах стереотипных решений и является основным недостатком рабочих с нарушением интеллекта.

Для самостоятельной качественной работы выпускник коррекционной специальной школы должен обладать способностью к усвоению новых знаний и приемов работы, ориентировать предстоящие действия, контролировать не только объект труда, но и свою деятельность в целом. Приобретение таких качеств позволит ему своевременно перестраивать свою деятельность в соответствии с изменяющимися условиями работы, то есть сформировать трудовую мобильность.

Усвоение теоретических знаний.

Пополнение словаря учащихся составляет только один из способов повышения качества восприятия учебной информации. К другим относятся готовность учащихся к усвоению знаний, повторение ранее изученного, применение наглядности, эффективное построение объяснения, использование методов поэтапного формирования знаний, контроль за усвоением знаний.

Объяснение целесообразно начинать с сообщения цели теоретической части занятий. Например, учитель говорит: «Сегодня я вам расскажу, какая пряжа применяется для вязанных изделий и каковы ее свойства» (значение слова «свойства» объясняется на предыдущих занятиях).

Вторую часть фразы он повторяет в замедленном темпе и демонстрирует соответствующую надпись на доске. Затем кратко указывает на необходимость усвоения знаний для практической работы. После этого учитель переходит к собственно объяснению содержания урока: дается развернутое объяснение с использованием наглядности, в ходе которого может осуществляться контроль понимания путем вопросов к отдельным учащимся.

Следующий этап объяснения – сжатое изложение материала учителем. В замедленном темпе он сообщает только опорные сведения. Если такое построение объяснения осуществляется систематически, то учащиеся знают, что опорные сведения им нужно будет воспроизвести после практической работы (на опросных листах). См. карточки вопросника.

Сведения об усвоении знаний учитель получает путем устных опросов при повторении материала и при анализе опросных листов. Важно определить и зафиксировать уровень сформированности конкретного знания. Можно выделить четыре таких уровня:

  1. Отсутствие знания.
  2. Некоторые сведения учащиеся усваивают на уровне представлений. На этой основе они могут отличить верные сведения от неверных. Устно и письменно воспроизвести содержание материала не могут, наводящие вопросы мало помогают.
  3. Устно удовлетворительно воспроизводит основное содержание. Письменно воспроизводит частично. Характерна неполнота воспроизведения и слабость связи с ранее усвоенными знаниями. Помощь при воспроизведении знаний использует успешно. Самостоятельно применять знания в практической и теоретической деятельности может только в простейших случаях.
  4. Устно воспроизводить содержание правильно и достаточно полно, письменно только главное. Способен использовать ранее усвоенную информацию при усвоении новых знаний и в практической деятельности. Для фиксации состояния знаний ведется мониторинг по выпускным классам. Это дает возможность отслеживать знания по конкретным направлениям.

Образцы выполнения отдельных операций, соединений деталей или отдельных деталей целого изделия (например, книжный блок, переплетная крышка). Средством наглядности служит практический показ приема работы. Учитель объясняет назначение приема и показывает его выполнение по известной схеме:

  1. На первом этапе трудовые действия осуществляются в рабочем темпе и завершаются анализом полученного результата. Внимание учащихся акцентируется на его особенностях.
  2. На втором этапе – выполнение действий учителем в замедленном темпе, сопровождаемое объяснением и остановками в особо трудных местах.
  3. На третьем этапе – учитель повторяет выполнение приема в рабочем темпе несколько раз.

После этого прием повторяют один – два ученика. Группе ставится задача – оценить правильность выполнения и осуществляется переход к фронтальному воспроизведению приема.

Неуклонный рост механизации производства ставит перед трудовым обучением задачу повышения технической грамотности учащихся. Это повышает уровень мобильности молодых рабочих на рынке труда. Для ее решения используются экскурсии на производство. Но главным методом обучения служит наиболее продуктивное изучение техники школьных мастерских, если таковые есть.

Значительное место в обучении занимает изобразительная наглядность. Это учебные плакаты, чертежи, рисунки на доске, иллюстрации учебников, фотографий, технологические карты.

В связи с различными нарушениями у детей, имеющих проблемы в развитии, к данному виду наглядности предъявляются повышенные требования. Изображения должны быть четкими, красочными, целенаправленно отражать предметы и их свойства, то есть соответствовать задачам одного или следующих друг за другом занятий. Среди всего перечня учебных задач решаемых с помощью изобразительной наглядности, особое место занимает использование схематических изображений. Их применение позволяет развивать те качества умственной деятельности учащихся, которые труднее всего поддаются формированию. К ним относится способность к абстракциям и обобщению.
Представленные технологические карточки по вязанию крючком, очень хорошо помогают детям применять свои практические умения и знания в ориентировке схем. Такие карточки можно использовать по различным темам: «Посуда», «Уход за комнатными растениями». (Приложение 1)