Использование регионального компонента на уроках технологии

Разделы: Технология


"Теоретические аспекты использования национально-регионального компонента на уроках технологии"

Большое внимание уделяется в современном образовательном процессе использованию национально-регионального компонента. Неисчерпаемые возможности для его применения на уроках технологии.

Знание истории родного края, национальной культуры своего народа делает человека духовно богатым, ответственным за настоящее и будущее своего народа, формирует целостное восприятие народного творчества, способствует воспитанию уважения к обычаям других народов.

Углубление учителем своих этнохудожественных знаний помогает в работе по патриотическому и этническому воспитанию школьников.

Эмоциональный язык декоративно-прикладного творчества - самый легкий, верный и доступный мостик от души народа к душе ребенка. Вот почему в отечественной педагогике с давних времен проповедуется принцип воспитания детей в семье и в школе на близком, родном искусстве родного края, где живет человек.

Смысл уроков и внеклассных занятий по технологии с использованием регионального компонента - в ознакомлении школьников с традициями народного творчества малой Родины, в развитии эстетических чувств детей, художественном познании мира, в развитии эмоциональной, нравственно-волевой сфер личности ребенка. Дети с помощью взрослых познают смысл искусства в народном творчестве, у них вырабатываются собственная художественная инициатива, творческий поиск. Ребята начинают заимствовать приемы, мотивы, разные техники в традиционных видах декоративно-прикладного творчества народов родного края.

Таким образом, цикл уроков и внеклассных занятий с использованием регионального компонента знакомит школьников с разными традициями, обычаями и народными промыслами малой родины.

Целесообразность изучения русской, православной и светской культуры в образовательной области "Технология" - в знакомстве школьников с историей и культурой России, в воспитании духовности, нравственности и патриотизма.

Кузбасс - многонациональный регион, его территорию населяют разные народы, каждый из которых имеет свою самобытную культуру.

Искусство родного края - тот дом, из которого ребенок отправляется по дорогам мирового искусства, поэтому творчество родного края должно быть им остро прочувствовано. Не понимая родное искусство, человек не способен чувствовать культуру другого народа, понимать психологию человека другой национальности. Это очень важно, ведь мы все живем в большой многонациональной стране, традиции и обычаи которой должны быть близки, любимы каждому гражданину.

Воспитание достойных граждан своей страны, их всестороннее и гармоничное развитие - главная цель учителя российской школы.

Творческая группа учителей технологии Ленинского района г. Кемерово разработала серию уроков по технологии (обслуживающий труд) для 6 класса по разным разделам предмета с учетом использования регионального компонента.

Предлагаем Вам два урока.


Класс: 6

Декоративно-прикладное творчество. История, виды русской вышивки. Подготовка к вышивке

Тип урока: комбинированный

Время: 90 мин.

Цели:

  • познакомить учащихся с историей, традициями и видами русской вышивки; с основными приемами композиционного построения узоров;
  • расширить знания учащихся о материалах и инструментах для вышивания; отработать практические навыки к работе с пяльцами, иглой, ножницами;
  • развивать интерес к культуре своего народа; сноровку, координацию движений, творческий интерес;
  • воспитывать бережное отношение к народным традициям; самостоятельность, аккуратность, организованность трудовой деятельности.

Оборудование:

  • плакаты "Инструменты и материалы для вышивания", "Цветовой круг";
  • учебники "Технология" для 6 класса под редакцией В.Д. Симоненко, инструкционные карты по ТБ, "Выполнение вышивки крестом";
  • образцы готовых работ по вышивке, демонстрационный стенд, материалы и инструменты для демонстрации;
  • ткань для вышивки, иглы, ножницы, пяльцы;
  • схемы для вышивки крестом, нитки мулине.

Ход урока

Вводный инструктаж

1. Организационный момент.

Проверка готовности учащихся к уроку.

Приветствие, сообщение темы и целей урока.

 

Учитель:

  • Все виды декоративно-прикладного искусства хороши.
  • Это занятие для умелых рук и души.
  • Вышивание требует особого терпения,
  • Навыков и способов его овладения;
  • Как место рабочее организовать,
  • Рисунок как правильно копировать,
  • Как эстетично цвет ниток подобрать,
  • Как в изделии гармонию создать.
  • Итак, искусству вышивания будем учиться,
  • Мы помним: в нашей жизни все пригодится.

В этом году в разделе "Декоративно-прикладное творчество" мы с вами познакомимся с выполнением счетной вышивки, ее историей, видами и способами применения.

2. Изучение нового материала.

Учитель:

1. Искусство вышивания - один из древнейших видов рукоделия. Огромное разнообразие работ объясняется множеством рисунков, узоров и швов, их комбинациями, использованием однотонных и цветных тканей. Все это позволяет создавать неповторимые работы. Многие вышивают "крестом", но существует множество различных видов вышивки, такие, как "гладь", гобеленовый шов, украшающие декоративные швы. Ими можно вышить одежду, сумки, куртки, джинсы, и предметы интерьера.

Учитель показывает образцы вышивки, наглядно демонстрирующие достоинства различных швов

Учащиеся, которым заранее подобран и роздан материал, рассказывают историю русской вышивки (Приложение 1).

Учитель:

Умение делать вещи своими руками - совершенно особая область творчества. Этому занятию многие с удовольствием посвящают долгие часы, а результаты приносят особое удовлетворение. В такой работе все доставляет радость: выбор материалов, рисунка - создание уникального изделия, по собственному вкусу.

Уроки по рукоделию помогут вам не только освоить технику вышивания, но и дадут новый импульс вашему воображению.

Познакомившись с миром домашнего рукоделия, вы иначе будете вглядываться в окружающий мир. Живая природа родного края вокруг вас - листья, цветы, деревья - станет для вас источником вдохновения. (Приложение 2).

Рукоделие - особый вид живописи с помощью простейших инструментов, материалов и фантазии мастерицы!

2. Для выполнения вышивки нам понадобятся рабочие инструменты.

Отгадайте загадки:

  • Маленькая, светленькая, больно кусается (игла).
  • Утка ныряла, ныряла, и хвост потеряла (игла с ниткой)
  • На одной яме сто ям с ямкой (наперсток).
  • Два кольца, два конца, посередине гвоздик (ножницы).

Молодцы! Вот эти и другие инструменты пригодятся нам в работе.

Учитель показывает плакат и рабочие инструменты, называет их.

Существует немало разных видов тканей и ниток для вышивания.

Учитель показывает и называет образцы тканей и ниток, применяемых для разных видов вышивки, в том числе, счетной.

Также демонстрируются иглы для вышивки и пяльцы разных размеров, приемы подготовки их к работе.

Теперь мы знаем, что необходимо подготовить для выполнения вышивки.

Кроме материалов и инструментов, нам необходимо выбрать рисунок и определиться в цветовой гамме.

Учителем даются основные слагаемые понятия композиции, понятия орнамента, мотива и раппорта.

Очень важным при подготовке к работе является выбор цветовой гаммы рисунка в соответствии с выбранным цветом фона.

Учитель показывает плакат "Цветовой круг" и рассказывает об основных группах цветов, правилах их сочетания в вышивке.

Техника вышивания крестом - одна из самых известных и популярных в народном творчестве.

Учитель показывает готовые работы других учащихся, выполненные ранее .

Вы тоже можете успешно овладеть техникой счетной вышивки, от вас требуется готовность к каждому уроку и большое желание.

Основным видом счетной вышивки являются крест и полукрест.

Учитель показывает на демонстрационном стенде выполнение крестообразных стежков (горизонтальных, вертикальных, по диагонали).

3. Работа по учебнику. Учащиеся рассматривают рисунки на с.97-100 и инструкционные карты "Вышивка крестом", описывают швы в тетради.

Текущий инструктаж

1. Практическая работа (учебник, с.103-105).

Перед началом практической работы повторить с учащимися правила техники безопасности с ручными инструментами.

Пользуясь инструкциями в учебнике и инструкционными картами, учащиеся под руководством учителя, выполняют шов "крест" на образце. (Приложение 3)

2. Целевой обход учителя.

Обходя рабочие места, учитель контролирует правильность приемов выполнения шва "крест" по горизонтали, вертикали, диагонали, а также соблюдение техники безопасности.

Заключительный инструктаж

1.Учитель анализирует урок, отмечает типичные ошибки, определяет пути их исправления, выставляет оценки учащимся за урок.

2. Итог урока.

Учитель вместе с учащимися вспоминает вновь изученный материал, разнообразие видов швов, основы композиции и выбора цветовой гаммы.

3. Домашнее задание: закончить образец вышивки "крестом"; пользуясь учебником (с.103-105, приложение 4), подобрать цвет ниток мулине и выполнить на канве вышивку 5Х5 см на выбор.

4. Уборка рабочих мест.


Тема: Интерьер жилого дома. Оформление детской комнаты

Время урока: 90 мин.

Тип урока: комбинированный

Цели:

  • познакомить учащихся с понятием "интерьер", его историей, требованиями к оформлению помещений в условиях Сибири;
  • воспитывать у учащихся чувство ответственности, аккуратность, инициативность, трудолюбие;
  • развивать эстетический вкус, творческие способности учащихся, воображение, кругозор. умение анализировать, обобщать.

Оборудование: плакаты "Цветовой круг", учебники "Технология" для 6 класса под редакцией В.Д. Симоненко, инструкционные карты по ТБ, рабочая тетрадь, журналы с материалами по интерьеру жилого дома, развёртка фрагмента комнаты, карточка-задание, чертёжные принадлежности, клей, куски обоев в ассортименте, лоскуты тюля, портьерной ткани, ножницы.

Ход урока

I. Вводный инструктаж

1. Организационный момент.

Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку.

Учитель:

Сообщение темы и целей урока.

Этот этап урока проходит в виде беседы по следующим вопросам: понятие интерьера; его история, требования к оформлению интерьера; цветовое решение; зрительные иллюзии в интерьере.

Жилище человека - это главный фактор жизнеобеспечения и является не только защитой от климатических условий, но и создаёт условия нормальной жизни каждой семьи для труда, отдыха и воспитания детей. У каждого народа жилище имеет свою архитектурную застройку, внешнюю индивидуальность, которая отражает быт и культуру семьи. Квартиры соответствуют характеру хозяина, его привычкам, мировоззрению. Это главное условие при разработке интерьера, который может строго соответствовать какому-нибудь уже сложившемуся историческому или этническому стилю.

2. Изучение нового материала. (Приложение 4), (Приложение 5).

Учащиеся вносят записи в рабочую тетрадь:

Практические советы:

  • при светлой окраске стен помещение кажется шире и выше;
  • темные контрастные стены визуально сужают вашу комнату;
  • потолок будет выглядеть выше, если он окрашен светлее стен и ниже, если темнее.

Освещение дома.

Большую роль в каждом доме играет освещение. Свет поистине волшебник, он производит чарующее впечатление, способен изумительно преобразовать пространство. Наши глаза устроены так, что они видят предметы освещенными. При дневном солнечном свете, естественном освещении, этого достичь легко, практически в каждом помещении квартиры предусмотрено окно. С наступлением сумерек искусственный свет становится практически единственным источником. Среди многообразия осветительных приборов следует различать светильники общего (главного), местного, комбинированного, направленного освещения, декоративные и светильники-ночники. В условиях Сибири, где солнечного света в зимнее время не хватает, большое внимание необходимо уделить правильному подбору и размещению осветительных приборов.

Главным в любой комнате является общее освещение. Для него светильники помещают в центре потолка, а если необходимо осветить одну какую-то зону, применяют местное освещение.

Оформление оконных и дверных проёмов.

Дизайн окна - один из основных элементов интерьера. Окна в помещении служат не только для освещения и вентиляции, но и несут декоративную нагрузку. Интерьер современного жилища многообразен и неисчерпаем фантазией того, кто его обустраивает. Порой одна единственная деталь может заставить интерьер заиграть по-новому. Речь идет о карнизах.

Учитель показывает иллюстрации дизайна окон из журналов по оформлению интерьера.

Учащиеся записывают определения в тетради:

  • Шторы - это занавеси из непросвечивающих тканей. Они бывают подъемными и раздвижными.
  • Гардины - это занавеси из мягкой набивной или прозрачной ткани, тюля, сетки, кружева, которые разнообразно и свободно драпируются.
  • Портьеры - занавеси на двери и окна из плотной ткани.

Ширина занавесей определяется в зависимости от ширины оконного проема и плотности ткани. Занавеси из очень тонкого материала должны быть в три раза шире окна, из более плотного - в два раза, а из самого плотного в полтора.

Ламбрекен - это широкая оборка, полоска ткани, форма которой должна соответствовать стилю занавесок и интерьера.

Невозможно представить себе жилище, которое не имело бы связи с внешним миром. Главными проводниками наряду с входными дверями в нем являются окна.

Сегодня карнизы можно разделить на два вида: декоративные (украшают окно и придают шторе законченный вид) и функциональные (служат для поддержки штор и обычно невидны за тканью).

Также важным элементом дизайна окна (да и помещения в целом), являются занавеси. Их длина может быть различной: до пола, чуть выше пола, до подоконника, чуть ниже подоконника. Для изготовления занавесей используют различные ткани по плотности, цвету, узору в зависимости от их функций. Плотные ткани обеспечивают оптическую, звуковую, тепловую изоляцию. Легкие, прозрачные ткани рассеивают солнечные лучи, смягчают резкость освещения, придают помещению уютный вид. В условиях Сибири, где зима продолжается полгода, очень важно, чтобы непродолжительный солнечный свет проникал в комнату максимально долго.

II. Текущий инструктаж.

1. Практическая работа.

Сегодня вам предстоит уникальная возможность на практике проявить свое творчество и самостоятельно выполнить мини-проект фрагмента детской комнаты, оформленного обоями, шторами, с учётом выхода комнаты на северную сторону и данных учителем на уроке советов.

Учитель демонстрирует образец готовой работы.

Перед выполнением практической работы необходимо повторить правила ТБ при работе с ручными инструментами.

Учащиеся выполняют практическую работу по карточкам (Приложение 6).

2. Целевой обход учителя. Обходя рабочие места, учитель наблюдает за действием учащихся, обращает внимание на допускаемые ошибки, а также соблюдение техники безопасности.

По окончании работы презентация лучших работ по следующим критериям: выбор цветового решения обоев и модели занавесей, с учётом климатических условий региона.

Ш. Заключительный инструктаж.

Закрепление изученного материала:

1. Перечислите основные цвета цветового круга?

2. По какому признаку тона относят к теплым или холодным?

3. Что такое интерьер?

4. Какой зрительный эффект оказывает яркий крупный рисунок на обоях?

5. Какому рисунку следует отдать предпочтение, если вы хотите добиться, чтобы комната казалась шире и выше?

6. Перечислите основные требования к оформлению интерьеров?

7. Как называются занавеси из плотных тканей на окнах?

8. Каким должен быть интерьер детской комнаты?

Итог урока.

Учитель анализирует урок, отмечает типичные ошибки, определяет пути их исправления, выставляет оценки учащимся за урок.

Домашнее задание.

Изобразить на альбомном листе эскиз интерьера детской комнаты "Комната моей мечты". Подготовит презентацию своей работы.

Уборка рабочих мест.