Преподавание уроков сельскохозяйственного труда в 4-м классе коррекционной школы VIII вида

Разделы: Технология


Тема: Кроликоферма.

Цели: 1.Познакомить с внешним строением тела кролика, породами кроликов, способами содержания и ухода за кроликами.

2. Воспитывать дисциплинированность.

Наглядные пособия: Мультимедийная установка, набор слайдов < Приложение 1>.

Ход урока

1. Орг. момент.

Настрой на работу. Игра на пальцах.

2. Новый материал.

Сообщение темы занятия.

На сегодняшнем занятии мы начинаем разбирать новую тему, которая называется “Кроликоферма”. (Слайд 1) Я познакомлю вас с тем, как выглядит кролик. Вы узнаете, какие породы кроликов бывают, как содержат кроликов и как за ними ухаживают.

Работа в тетради.

Записать число, тему.

Рассказ учителя.

Домашний кролик (Слайд 2) имеет удлинённое туловище, длинные уши, короткий хвост. Спина у него прямая, грудь широкая. Передние ноги у кролика короткие, задние – длинные. Зубы спереди острые и узкие: это резцы, ими кролик отрезает пищу. У него есть и широкие зубы, которыми он растирает корм. Кролик передвигается прыжками.

Домашний кролик покрыт густой мягкой шерстью или длинным тонким пухом различной окраски.

Кролик очень ценное животное. Мясо кролика вкусное и питательное. Из кроличьих шкурок шьют шапки и шубы, из пуха вяжут варежки другие тёплые вещи. (Слайд 3)

Работа в тетради.

Зарисовать строение кролика.

Продолжение рассказа.

У кроликов есть ряд особенностей: (Слайд 4)

Они могут переносить температуру от минус 30 до плюс 30 градусов. Лучше всего они чувствуют себя при температуре от 16 до 22 градусов тепла. Кролики не боятся холода, но совершенно не выносят сквозняков, сырости и загрязнённого воздуха.

Особенностью кроликов также является постоянный рост передних зубов (резцов). Чтобы растущие резцы стачивались, им нужно постоянно что-то грызть.

Кролики пугливы, они боятся резких звуков, незнакомых предметов, при появлении людей они беспокоятся.

Породы кроликов (Слайд 5) различаются размерами, строением и массой тела, окраской, длиной, густотой и мягкостью волосяного покрова, хозяйственным использованием. Кроликов одних пород разводят для получения меха. Другие породы кроликов дают хорошее мясо. Есть такие породы, от которых получают и хорошее мясо, и качественный мех.

(Белый великан, Серый великан, Советская шиншилла, Венский голубой, Русский горностаевый, Белый пуховой.)

Работа в тетради.

Записать породы кроликов.

Продолжение рассказа.

Содержание кроликов может быть свободным и клеточным

При свободном содержании кроликов размещают в открытых загороженных загонах или в просторных сараях на земляном полу. Крольчихи роют глубокие норы, где приносят и выкармливают крольчат. Такой способ содержания кроликов в настоящее время применяется очень редко.

Выгодно и удобно клеточное содержание кроликов, при котором самки, самцы и молодые кролики содержатся в отдельных клетках. (Слайд 6)

Клетки кроликов должны быть просторными, удобными для кроликов и ухода за ними. (Слайд 7)

Клетка состоит из 2 отделений: кормового и гнездового. Эти отделения разделены между собой перегородкой с отверстием – лазом. Кормушку и поилку размещают у стенок кормового отделения.

В гнездовом отделении пол и дверцу делают сплошными, дощатыми, а в кормовом – из металлической сетки или деревянных реек. Под сетчатым полом клетки должен быть поддон.

Крышу клеток делают наклонной, с козырьком, который защищает кроликов от дождя, снега и солнца при содержании кроликов на улице.

Часто делают клетки блоками (Слайд 8), не менее 2 в каждом. Между клетками в блоке размещают ясли для травы, сена, веточного корма. На дверце кормового отделения каждой клетки укрепляют подвесную кормушку для зернового и сочного корма. Для поения кроликов в кормовых отделениях ставят поилки, обычно круглые глиняные (Слайд 9). Они устойчивые, легко чистятся и моются.

Молодых кроликов содержат в клетках для взрослых животных, по 3-5 кроликов в одной клетке, или в специальных групповых клетках (Слайд 10). Пол и передняя стенка таких клеток из металлической сетки, а крыша, задняя и боковые стенки – деревянные.

Помещение, где содержат кроликов, называют крольчатник. В зависимости от того, сколько кроликов содержат в нём, клетки размещают в один или два яруса. Клетки, рассоложенные в два яруса, называют двухъярусными (Слайд 11).

Динамическая пауза.

За кроликами нужен постоянный и тщательный уход. Ежедневно чистят клетки, кормушки и поилки, удаляют навоз, меняют воду. Кролики много пьют, поэтому вода должна быть в клетке постоянно. Чтобы кролики росли здоровыми, нужно поддерживать чистоту, не допускать сырости и сквозняков, проветривать помещение.

Кролики питаются растительными кормами. Но для успешного выращивания кроликов очень важно, чтобы эти слова были разнообразными.

Зимой им дают сено, морковь, свеклу, тыкву, турнепс. В смеси с другими кормами дают картофель, дроблёное зерно овса, кукурузы или ячменя. На зиму кроликам специально заготавливают специальный витаминный корм из крапивы. Прекрасной добавкой могут служить ягоды рябины. В зимний период кроликам необходим веточный корм.

С ранней весны и до поздней осени основным кормом для кроликов являются зелёные корма – различная трава, свежие стебли и листья с/х культур, зелёные ветки деревьев и кустарников (Слайд12).

При скармливании кроликам трав необходимо смотреть, чтобы в них не было ядовитых растений. К ним относятся дурман, лютик, белена, водосбор, чистотел, живокость, паслён, ландыш. (Слайд 13)

Кроликам необходимо давать минеральные подкормки: поваренную соль и мел.

В больших хозяйствах кроликов кормят комбикормом. В его состав входят зерно, травяная мука, сено или раздробленные веточки сосны, сухое молоко, соль, мел и витамины. Комбикорма выпускают в виде гранул.

Работа в тетради.

Записать виды кормов, ядовитые для кроликов растения.

Продолжение рассказа.

Многие корма для кроликов необходимо готовить заранее. Без подготовки скармливают только комбикорм, сено и веточный корм.

Все корнеплоды тщательно моют, удаляют попорченные части и сушат. Картофель моют и варят. Корнеплоды и картофель можно тереть на тёрке. Зерновой корм дробят. Если зерновой корм дают отдельно, то его замачивают и дают набухшим, но не мокрым. Иногда зерновой корм смешивают с сочным.

Зелёную траву после скашивания раскладывают под навесом и подвяливают. Свежую и мокрую траву кроликам давать нельзя.

Соль растворяют в воде и опрыскивают ею зерновой корм.

Мел и витамины смешивают с другими кормами.

3. Закрепление полученных знаний.

- Какую продукцию получают при выращивании домашних кроликов? (Слайд 14=слайду 3)

- Расскажите о внешнем строении кролика. (Слайд 15=слайду 2)

- В чём особенность передних зубов кролика?

- Какие породы кроликов вы запомнили? (Слайд 16)

- Чем отличается клеточное содержание от свободного?

- Какие клетки называют двухъярусными?

- Выберите из предложенных корма, которыми можно кормить кроликов. (Слайд 17)

- Выберите ядовитые для кроликов растения. (Слайд 18)

4. Подведение итогов занятия.

Выставление оценок.
Домашнее задание.

Урок по сельскохозяйственному труду

Тема: Содержание кроликов на промышленной кролиководческой ферме.

Цели:

1. Ввести понятие о промышленной кролиководческой ферме.
2. Познакомить с видами работ на кролиководческой ферме и инвентарём.
3. Воспитывать дисциплинированность.

Наглядные пособия: Мультимедийная установка, набор слайдов < Приложение 2>, < Приложение 3>.

Ход урока

1. Орг. момент.

2. Повторение. (Слайд 1-7)

Кроссворд.

1. Как называются передние зубы у кроликов? (резцы)

2. Как называется содержание кроликов в открытых помещениях на земляном полу? (свободное)

3. Как называется светлое помещение для кроликов? (кормовое)

4.Как одним словом можно назвать эти растения: чистотел, ландыш, паслён? (ядовитые)

5. Как называется корм, в состав которого входят зерно, травяная мука, сено, сухое молоко, соль, мел, витамины? (комбикорм)

6. Какие корма перед скармливанием кроликам обязательно моют, удаляют испорченные, сушат? (корнеплоды)

7. Для закрепления знаний о породах кроликов детям предлагается работа с презентацией “Породы кроликов” < Приложение 3>.

3. Новый материал.

Сообщение темы занятия. Тема нашего урока “Содержание кроликов на промышленной кроликоферме”. (Слайд 8)

Работа в тетради. Записать число, тему урока.

Рассказ учителя. В больших хозяйствах кроликов содержат в клетках, или под открытым небом или в шедах. (Слайд 9)

На кролиководческой ферме строят несколько таких шедов. В каждом из них размещают от 200 до 400 кроликов. Двухъярусные клетки в шедах располагают в два ряда. Устройство клеток отличается тем, что кормушки для зернового корма располагаются под дверцей. Поэтому корм раздавать можно не открывая дверцу. Для облегчения раздачи кормов делают подвесную дорогу. (Слайд 10) Воду кролики пьют из сосковой поилки. (Слайд 11), (Слайд 12)

Главное отличие шедового содержания кроликов состоит в том, что клетки находятся снаружи, а крыша сделана над проходом между рядами клеток. Между крышей прохода и крышами клеток делают рамы со стеклом.

Под сетчатым полом клеток сделаны поддоны с наклоном наружу. На наружных стенках клеток есть крышки, которые закрывают поддоны. Эти крышки во время уборки открывают и удаляют навоз.

Уборку в шедах проводят при помощи ручного инвентаря. (Слайд 13) Ручным инвентарём называют простые предметы, помогающие выполнять ручные работы.

Инвентарь для ухода за кроликами состоит из инструментов и приспособлений для чистки клеток и уборки помещения крольчатника, ящиков или клеток для переноса кроликов. (Слайд 14)

Клетки убирают с помощью различных скребков. Для сбора навоза используют лопаты, совки, вёдра, веники и мётлы. Из крольчатника навоз выносят на носилках. (Слайд 15)

Работа в тетради. Записать словарные слова: шед, подвесная дорога, сосковая поилка, ручной инвентарь.

Рассказ учителя. При уходе за кроликами нужно соблюдать некоторые правила. Давайте мы с ними познакомимся. (Слайд 16-19)

Динамическая пауза.

Закрепление правил работы в крольчатнике. Чтение вслух.

4. Закрепление полученных знаний. (Слайд 20)

Как называются помещения, в которых выращивают кроликов? (шед)

Какие клетки используют в шедах и как они располагаются? (двухъярусные, в два ряда)

Что такое ручной инвентарь? (простые предметы, которые помогают выполнять ручные работы)

Приведите примеры ручного инвентаря.

Какие правила работы в крольчатнике вы запомнили?

5. Подведение итогов.

Приложение 1