Интегрированный элективный курс (истрия + технология) "Из прошлого – в настоящее"

Разделы: История и обществознание, Технология


“Уровень культуры эпохи, как и отдельного человека, определяется отношением к прошлому”

А. С. Пушкин

Пояснительная записка

Мы живем в окружении самых разных предметов, встречаемся с ними и дома, и на улице. Почти никто не задумывается над тем, откуда эти предметы пришли в нашу жизнь. Многие из них берут свое начало в далеком прошлом. Поэтому отношение к русскому национальному наследию должно быть особенным. Элективный курс “Из прошлого – в настоящее” реализует историко-эстетический подход к обучению и воспитанию учащихся, формирует толерантную личность как носителя национальных культурных традиций.

В соответствии с федеральным компонентом Государственных стандартов основного общего образования по истории и технологии элективный курс способствует решению задач, которыми являются формирование у учащихся гражданской позиции, национальной идентичности, воспитание патриотизма и толерантности.

Знание народных традиций, зачастую связанных с декоративно-прикладным искусством, играет особую роль в развитии у детей любви к Родине, бережного отношения к национальной культуре. Традиции наиболее прочно связаны с жизнью и бытом человека. В той или иной форме ребенок сталкивается с ними ежечасно, ощущает на себе силу их воздействия. Простые и красивые изделия народных умельцев, желание узнать их назначение, учат детей любить родную культуру, ценить традиции родных мест, уважать труд. Они формируют у ребенка эстетическое и философское восприятие мира, передают детям представление народа о красоте, добре, зле и предназначении человека.

Элективный курс “Из прошлого – в настоящее” предполагает изучение следующих разделов:

“Народный быт”;
“Вышивка родного края”;
“Рушник”;
“Народная кукла”;
“История народного костюма”;
“Изготовление куклы-сувенира в народном костюме”;
“Проектирование”.

Целью элективного курса является возрождение духовного наследия народа, сохранение и развитие художественных традиций как частей материальной и духовной культуры русского народа.

Для достижения поставленной цели предполагается решение ряда задач:

– формировать знание культурных традиций предков, обучать конкретным технологиям, умениям и навыкам различных видов декоративно-прикладного искусства;

– воспитывать способности осмысления ребенком роли и значения традиций в жизни народа, в быту и в повседневной деятельности; воспитывать у подрастающего поколения бережное отношение к культурному наследию, к истории и традициям России, уважение к труду;

– развивать образное и логическое мышление, творческие способности, эстетический и художественный вкус; развивать навыки самообразования и самоанализа; содействовать формированию всесторонне развитой личности.

Специфика данного курса состоит в том, что он является интегрированным (технология + история), в его основу положена научно-практическая деятельность ребенка, которая предполагает исследовательское изучение культурного явления с последующим его изготовлением. Курс рассчитан на 34 часа и может быть освоен в течение года (одно занятие в неделю).

Обучение проводится в двух направлениях: усвоение теоретических знаний и формирование практических навыков.

Во время реализации программы будут использованы такие формы и методы как рассказ, беседа, объяснение, лекция, а также выполнение практических заданий.

Подведение итогов работы является необходимым моментом в работе творческого коллектива. Элективный курс не является традиционной формой обучения, в отличие от урока. Этим объясняется выбор формы контроля в виде разработки и презентации творческого проекта. Для того, чтобы получить допуск к работе над проектом, учащимся предлагается выполнить тест. По результатам презентации выставляется зачет.

Содержание курса

Вводное занятие (2ч).

Цели, задачи курса. Предмет курса. Актуальность. Специфика.

Народный стиль. Народный стиль в современной моде. Показ школьной коллекции “Старинный образ”. Примерочная. Беседа по охране труда. Анкетирование.

Основные задачи раздела:

– познакомить с целями, задачами, спецификой, актуальностью курса;

– развивать интерес к народной культуре через знакомство со школьной коллекцией;

– прививать учащимся безопасные приемы трудовых действий.

Народный быт (3 ч).

Отношение человек — природа. Строительство дома. Трехчастная структура дома (верх, середина, низ). Выбор материала для строительства. Выбор места строительства. Выбор времени начала строительства. Дерево как значимая составляющая народного быта.

Отношение человек — вещь. Окна. Двери. Труба. Печь. Стол. Предметы быта (посуда, полотенца, занавеси и т.д.). Отношение человек — человек. Хозяин и хозяйка. Особенности национального гостеприимства.

Особенности орловского народного быта. Основные народные обряды (рождение, крестины, свадьба и др.). Орловский свадебный обряд.

Основные задачи раздела:

– охарактеризовать ряд понятий: дом, изба, хата, матица, окно, дверь, труба, печь, стол и т.д.;

– расширить представление о доме как макете мироздания;

– познакомить с особенностями орловских народных обрядов.

Вышивка родного края (4 ч.).

История вышивки орловского края. Виды вышивок. Цвет в вышивке. Символика в вышивке. Материалы.

Вышивка крестом. Орловский спис. Приемы работы.

Выполнение образца.

Основные задачи раздела:

– познакомить с историей вышивки орловского края, ее видами и символами;

– закрепить навыки вышивания крестом и в технике “орловский спис”;

– отработать безопасные приемы вышивания.

Рушник (2 ч.).

История появления полотенец. Этимология слова рушник. Выбор термина. Использование полотенец в быту. Виды рушников. Символика орнамента. Материалы.

Выполнение эскиза рушника (рисунок).

Основные задачи раздела:

– познакомить с понятиями: полотенце, рушник;

– рассмотреть особенности использования полотенец, рушников;

– выполнить эскиз рушника.

Народная кукла (2ч.).

Народная кукла. Типы и назначение кукол. Культовые и обрядовые куклы: обереговые куклы, обрядовые куклы. Символика и семиотика кукол. Функции, назначение кукол. Место народной куклы в современном мире. Куклы-сувениры.

Изготовление обереговых кукол: Зольница, Пеленашка, Куватка.

Основные задачи раздела:

– познакомить с понятиями: народная кукла, культовые и обрядовые куклы, Зольница, Пеленашка, Куватка;

– расширить знания учащихся о функциональном назначении кукол;

– изготовить обереговую куклу (по выбору учащихся).

История народного костюма (4 ч.).

Из истории народного костюма. Северный и южный вариант народного костюма (общее и отличия).

Женский народный костюм (рубашка, понева, гашник, сарафан и др.) и головные уборы (сорока, кичка, кокошник и др.).

Декоративные украшения праздничного женского костюма (ожерелки, гашник и др.).

Орловский народный костюм. Народные верования, связанные с одеждой.

Основные задачи раздела:

– познакомить с понятиями: северный и южный вариант народного костюма, рубашка, понева, гашник, сарафан, сорока, кичка, кокошник, ожерелки, гашник и т.д.;

– рассмотреть особенности орловского народного костюма.

Изготовление куклы-сувенира в народном костюме (5ч.).

Технология изготовления куклы-сувенира в народном костюме.

Изготовление куклы-закрутки.

Изготовление рубахи для куклы.

Изготовление поневы, передника.

Изготовление головного убора и декоративных украшений.

Основные задачи раздела:

– изучить технологию изготовления кукол-сувениров;

– изготовить сувенирную куклу в народном костюме.

Заключительное занятие (2ч.).

Экскурсия в краеведческий (школьный) музей.

Тестирование.

Основные задачи раздела:

– комплексный контроль приобретенных знаний, умений, навыков.

Проектирование (8 ч.)

Основные задачи раздела:

– отработать навыки проектной деятельности;

– закрепить знания, полученные в ходе изучения элективного курса “Из прошлого – в настоящее”.

Презентация проектов (2 ч.)

Возможные темы проектов:

  1. Мы родом из Орловщины (народный быт орловских крестьян).
  2. Дом и семья в русской традиции.
  3. Орловский рушник.
  4. Магическое узорочье Орловщины (“орловский спис”)
  5. Час потехи: русская игра и игрушка.
  6. Праздничный день в крестьянском доме (рассказ, сценарий).
  7. Орловская народная свадьба (рассказ, сценарий).
  8. Старинный образ (женский народный костюм)
  9. Древо жизни (народная вышивка).
  10. Народная кукла и крестьянские праздники.

Учебно-тематический план

№ п/п

Основное содержание

Всего

Лекции с элементами беседы

Интерактивных занятий

Практических занятий

Экскурсий

1

Вводное занятие

2

1

1

   

2

Народный быт

3

2

1

   

3

Вышивка родного края

4

1

1

2

 

4

Рушник

2

1

 

1

 

5

Народная кукла

2

1

 

1

 

6

История народного костюма

4

2

2

   

7

Изготовление куклы-сувенира в народном костюме

5

 

2

3

 

8

Заключительное занятие

2

 

1

 

1

9

Проектирование

8

 

8

   

10

Презентация проектов

2

 

2

   
 
  Всего:

34

8

18

7

1

Список литературы

  1. Аниканов В.Ф. На земле вятичей.– Мценск, 2000.
  2. Бойцова Т.Е. Динамика численности и состав населения Орловской области. // Материалы для учителей географии. Орел, 2005. (По данным Всесоюзной переписи населения 2001 г.)
  3. Воронов А.А. Крестьянские свадьбы в Устюженском уезде Новгородской губернии. В сборнике: Устюжна: Краеведческий альманах. Вып. III. Вологда: "Русь", 1995. Печатается по изданию: Памятная книжка Новгородской губернии на 1897 год. Новгород, 1897.
  4. Вейс Г. История культуры народов мира. Загадка великой культуры. Россия Х – ХХ вв. М.: Изд-во Эксмо, 2005.
  5. Горяева Н.А. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений/ Н.А.Горяева, О.В.Островская; под ред. Б.М.Неменского.– 5-е изд.– М.: Просвещение, 2006.
  6. Гура А.В. Лингвоэтнографические различия и общность в маргинальной зоне русского севера (на материале свадебного обряда). // Ареальные исследования в языкознании и этнографии.
  7. Гура А.В. Опыт ареальной характеристики славянского свадебного обряда и его терминологии. // Формирование раннефеодальных славянских народностей. - М., 1981.
  8. Гура А.В. Опыт выявления структуры севернорусского свадебного обряда: (По материалам Вологодской губ.). // Русский народный свадебный обряд. С. 72-88.
  9. Декоративно-прикладное творчество. 5-9 классы: Традиционные народные куклы. Керамика/ авт.-сост. О.Я.Воробьева.– Волгоград: Учитель, 2008
  10. Занятия по прикладному искусству. 5-7 классы: работа с соленым тестом, аппликация из ткани, рукоделие из ниток/ авт-сост. Е.А.Гурбина.– Волгоград: Учитель, 2008
  11. Зорин Н.В. Русский свадебный ритуал.– М., 2004.
  12. История Орловского края. Ч.1. С древнейших времен до конца XIX века.– Орел, 2004.
  13. Каштанов Ю.Е. Русский костюм.– М.: Изд-во “Белый город”, 2005.
  14. Костромичева М.В. Этнолингвистическая программа-вопросник по теме “Свадебный обряд”. Учебно-методическое пособие по проведению диалектологической практики для студентов филологического факультета.- Орел, 2004.
  15. Костромичева М.В. Свадебный обряд Орловского края. Учебное пособие по курсу “Лингвистическое краеведение” для студентов филологического факультета.– Орел: ОГУ, 2005.
  16. Лисова К. Л. Народоведение: Учеб. пособие для учащихся 9 кл. общеобразоват. школы.– М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004
  17. Макашов А.И. В центре России.– Орел: издательство Орловской государственной телерадиовещательной компании, 1994.
  18. Молотобарова О.С. Учите детей вышивать: Учеб. пособие для студ. Учреждений сред. проф. образования.– М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
  19. Народные песни Орловского края: Сборник/Записи, вступительная статья, примечания Р. А. Масленниковой.– Тула: Приок. кн. изд-во, 1987.
  20. Неделин В.М. Орел изначальный.– Орел: Вешние воды, 2001.
  21. Орел из века в век. Летопись основных событий. 1566 – 2000 гг.– Орел: Изд-во ОРАГС, 2003.
  22. России Черноземный край.– Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края, 2002.
  23. Русский народный свадебный обряд: исследования и материалы.– Л., 1978.
  24. Словарь русского языка Т.1-4-М., 1981-1984, с.224
  25. Толстой Н.И. Некоторые вопросы соотношения лингво- и этнографических исследований. // Проблемы картографирования в языкознании и этнографии. - Л., 1974. С. 16-21.
  26. Федюшкина И.С. Вышивка. От простого шва к сложному узору.– М.: Профиздат, 1996.
  27. Studia culturae. Альманах кафедры философии культуры и культурологии и Центра изучения культуры философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета. Выпуск 2. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002. С.130-146

Ресурсы Интернет

  1. http://ermak65.ru
  2. http://www.sunhome.ru
  3. http://russwedding.narod.ru
  4. http://narod.ru
  5. http://www.art.oryol.ru
  6. http://www.RUKUKLA.ru
  7. http://www.skreen.ru
  8. http://www.rondtb.ru
  9. http://www.DollPlanet.ru
  10. http://www.tipilip.ru
  11. http://www.orna.ru