Интегрированный урок по черчению и технологии на тему "Подарок к празднику"

Разделы: Технология


 

Введение

За годы работы в школе мы накопили большой опыт в использовании элементов разных образовательных технологий, которые облегчают процесс усвоения материала, снижают трудоемкость чертежных работ. Но использование только этих технологий сказывается на качестве познания, так как учащиеся не представляют до конца связь изучаемого материала с жизнью и им кажется, что многое существует само по себе и нигде не используется. Такое внесистемное знание портит мышление детей и искажает отношение к жизни и себе.

Потребность в объединении знаний и умений по черчению и технологии у нас возникло давно, но применять это мы начала два года назад, когда в нашей школе появилась лаборатория «Технология», которая объединяет одного учителя черчения и трех учителей технологии. При изучении теоретических основ интегрирования мы пришли к выводу, что, объединив свои усилия, мы не только покажем детям на практике связь изучаемого материала с жизнью, но и частично исключим дублирование одного и того же материала в учебных программах по черчению и технологии, а также значительно повысим свой профессиональный уровень.
При планировании интегрированных уроков мы используем в основном технологию взаимодействия двух учителей: учитель черчения – учитель технологии (группа девочек); учитель черчения – учитель технологии (группа мальчиков). Взаимодействие строим в зависимости от темы и целей урока с равным или неравным долевым участием, если урок длится два или три урочных часа подряд. Но такие уроки проводятся редко из-за сложности корректирования расписания уроков. Чаще наш интегрированный урок проходит в два этапа: на уроке черчения учащиеся выполняют чертеж, на уроке технологии по этому чертежу изготавливают готовый продукт.

Применяя технологию взаимодействия двух учителей, мы разработали и провели ряд уроков. Например, при изучении темы «Геометрические построения» учащиеся на уроках черчения выполняют необходимые чертежи, изготавливают шаблоны. На уроках технологии по этим чертежам или шаблонам выпекают печенье разной формы, выкраивают, а затем шьют принадлежности для кухни (рукавицы, прихватки, полотенца), элементы одежды (девочки), вырезают из дерева разделочные доски, панно, простые модели для кабинета черчения и др. (мальчики).

Кроме этого у нас есть опыт использования технологии взаимодействия сразу всех учителей лаборатории на одном уроке с разным долевым участием каждого.

Приведем описание одного такого урока.

Интегрированный урок по черчению и технологии

Тема урока: «Подарок к празднику»

Урок проводился накануне дня 8 марта, длился три учебных часа (черчение + технология), были задействованы все учащиеся. Урок проводился силами четырех учителей (1 учитель черчения и 3 учителя технологии) и был разделен на четыре основные этапа. Первые два этапа урока проходили в кабинете черчения, затем девочки перешли в кабинет обслуживающего труда, мальчики в кабинет технического труда.

Цели урока:

  1. Изготовить праздничную подарочную упаковку (девочки)
  2. Изготовить подарочный сувенир «Подставка под горячие блюда» (мальчики)

Основные задачи урока:

  1. Объединив знания и умения по черчению и технологии получить готовый продукт.
  2. Помочь детям увидеть связь современных сувениров и упаковок с народной традицией.
  3. Продолжить привитие у детей эстетического вкуса, воспитание аккуратности, умения ценить
    рабочее время.

Оснащение рабочих столов учащихся

В кабинете черчения:

  1. 3 листа ватмана формата А4;
  2. Чертежные инструменты и принадлежности;
  3. Ножницы;
  4. Рабочая тетрадь;
  5. Учебник.

В кабинете обслуживающего труда:

  1. Бумажные салфетки, цветная бумага
  2. Клей ПВА;
  3. Кисточка;
  4. Шнур текстильный;
  5. Иглы с большими ушками;
  6. Элементы декоративного украшения;
  7. Ножницы;
  8. Линейка;
  9. Лоскут ткани;
  10. Технологическая карта изготовления упаковки.

В кабинете технического труда:

  1. Фанера толщиной 4 мм;
  2. Лобзик;
  3. Надфили;
  4. Клей столярный;
  5. Шкурка шлифовальная;
  6. Пропитка для деревянных изделий или жаростойкий лак;
  7. Кисть;
  8. Линейка;
  9. Карандаш;
  10. Технологическая карта изготовления подставки.

Пособия, используемые учителями:

  1. Народные костюмы;
  2. Образцы упаковок, лакомников;
  3. «Узелок» подарочный для юноши;
  4. Образцы подставок под горячие блюда;
  5. Примеры шаблонов;
  6. Таблицы «Порядок выполнения чертежа шаблона»;
  7. Таблица «Развертки поверхностей»;
  8. Чертежные инструменты для учителя;
  9. «Жетоны» разного достоинства;
  10. Технологические карты по изготовлению упаковки и подставки;
  11. Электродрель;
  12. Фрезерный станок.

Ход урока:

1. Организационно – исторический этап.

Этот этап урока проводился учителем технологии для всего класса. Была объявлена тема и цели урока, выделена важность и место этого урока в учебном процессе. Учитель технологии настроил детей на совместную плодотворную работу и рассказал учащимся о плане предстоящего большого урока.
Теоретическая часть на этом этапе была построена на сведениях из истории русского костюма (Приложение 1), культурологии, демонстрации различных вариантов «лакомников», подарочных «узелков» как элементов национального русского костюма, были продемонстрированы подарочные сувениры, изготовленные из глины и дерева (Приложение 2). Затем учитель показал варианты современных подарочных упаковок, разделочных досок и подставок под горячие блюда (Приложение 3).

2. Конструктивный этап.

Конструктивная часть урока заключалась в выполнении чертежей шаблонов для изготовления праздничной упаковки (девочки) и подставки под горячие блюда (мальчики). Учащиеся выполняли работу на форматах А4 под руководством учителя черчения. За основу была взята тема курса «Черчение» «Деление окружности на равные части». В данном случае производилось деление окружности на 10 равных частей. Учащиеся под руководством учителя вспомнили основные правила построения окружности, понятие правильного многоугольника (в построении чертежа использовали мальчики), общие и частные способы деления окружности на равные части, понятие и правила построения развертки, выделение линий сгиба на развертках (в построении чертежа использовали девочки). В период повторения теоретических основ учащиеся поощрялись «жетонами» разного достоинства, наличие которых влияет на оценку за урок.

На этом этапе урока учитель черчения использовал таблицы «Порядок выполнения чертежа шаблона», изготовленные в масштабе 4:1, «Правильные многоугольники», «Развертки поверхностей моделей, изготовленных из листового материала», кроме этого учитель на доске построил схему выполнения чертежа шаблона, тем самым, дав возможность детям самостоятельно закончить свой чертеж (Рисунок 1: детали 1 и 2) - девочки, (Рисунок 2) - мальчики. Кроме этого мальчики продумали и выполнили чертежи элементов декоративного оформления подставки (форма элементов – правильные многоугольники). В ходе урока учитель проверял этапы выполнения работы и проводил индивидуальный инструктаж.

После выполнения чертежей дети ножницами вырезали начерченные изображения по нужным линиям и получили шаблоны для дальнейшей работы. В конце второго этапа учащиеся перешли в кабинеты технологии.

3. Технологический этап.

Третий этап урока у девочек проводился в кабинете обслуживающего труда, у мальчиков - в кабинете технического труда. На этом этапе с учащимися работали учителя технологии (Приложение 4).

Кабинет обслуживающего труда.

Вводный инструктаж: данный этап начался подготовкой рабочих мест, осмотром внешнего вида девочек и повторением правил техники безопасности с клеящимися средствами, ножницами и ручными иглами. Учитель познакомил учениц с техникой «Декупаж» и салфеточной техникой, дал краткую историческую справку об этих видах декоративно-прикладного искусства (Приложение 5), напомнил цель урока. Учащиеся познакомились с последовательностью изготовления упаковки, педагог продемонстрировал этапы на образцах.

Технологическая карта изготовление упаковки

п/н

Технологическая последовательность

Графическое изображение, примечание

1

Вырезаем детали 1 и 2.

Детали вырезаны на предыдущем этапе урока

2

Наклеиваем деталь 2 на 1 с внутренней стороны упаковки.

 

3

Наклеиваем с лицевой стороны салфетку, лишнее срезаем.

 

4

Сгибаем деталь 1 по линиям сгиба на лицевую сторону, немного не доходя до 2 детали.

 

5

Между полученными рёбрами закладываем складки, придавая упаковке форму мешочка.

 

6

В иголку с большим ушком вставляем декоративный шнур.

 

 

7

Проводим шнур два раза, прокалывая все складочки упаковки (смотри схему).

 

8

Мешочек можно украсить пайетками и бисером, пришивая или приклеивая.

 

Учитель несколько раз проводил текущий инструктаж и консультировал индивидуально каждого ребенка.

Кабинет технического труда.

Технологический этап в кабинете технического труда начался с проверки наличия специальной формы одежды. После напоминания учителем цели урока учащиеся вспомнили технику безопасности при работе с лобзиком, электродрелью, фрезерным станком и последовательность работы при выпиливании и обработки изделий из фанеры. Учитель провел вводный инструктаж.

Технологическая карта на изготовление подставки


опер.

Содержание
операции

Операционный эскиз

Примечание

1

Выбор заготовки

Сучки и сколы не допускаются.

2

Положить готовый шаблон подставки на заготовку и обвести карандашом

 

Инструмент: линейка, карандаш

3

Вырезать изображение по нужным линиям

Инструмент: лобзик, электродрель

4

Зачистить основной элемент подставки

 

Инструмент: нашпили, шкурка шлифовальная, фрезерный станок

5

Обвести карандашом шаблоны элементов декоративного оформления

Использовать обрезки фанеры, оставшиеся от заготовки. Инструмент: линейка, карандаш

6

Вырезать изображения элементов оформления

Инструмент: лобзик

7

Зачистить элементы оформления

 

Инструмент: надфили, шкурка шлифовальная

8

Приклеить элементы оформления к основной части подставки

Использовать столярный клей

9

Зачистить подтеки клея

 

Шкурка шлифовальная

10

Покрыть изделие лаком или пропиткой

 

Инструмент: кисть

В ходе урока учителем было проведено два текущих инструктажа и заключительный инструктаж.

4. Заключительный этап урока.

В проведении заключительного этапа урока принимали участие все учителя. На этом этапе были подведены итоги урока: дана общая характеристика работы всех учащихся, проведен анализ допущенных ошибок, продемонстрированы творческие работы учащихся (Приложение 4), объявлены оценки за урок. Каждый ребенок получил две оценки: первую оценку по черчению за выполнение чертежей и устную работу, вторую – по технологии за изготовление конечного продукта своей деятельности в зависимости от достижения цели урока каждым учащимся. Учителя и учащиеся обменялись мнениями о совместном сотрудничестве. В конце урока была произведена уборка рабочих мест.

Результативность интегрированных уроков очень высокая. Дети с большим удовольствием работают, проходя по всем правилам этапы от замысла до конечного результата.