Интегрированный урок (технология + обществознание) по теме "Имидж и политическая карьера"

Разделы: История и обществознание, Технология


Цель урока:

  1. обобщить знания учащихся о выборах и их принципах;
  2. обобщить знания учащихся о понятии “имидж”, его видах и значении в жизненном самоопределении;
  3. изучить типы имиджа в соответствии со стилем одежды и психологическими особенностями;
  4. развивать у учащихся чувство ответственности за свою собственную судьбу и судьбу страны, навыки самоанализа, эстетический вкус и творческую инициативу;
  5. разработать имидж женщины-политика.

Оборудование:

  • анкета “Пойду ли я на выборы?”;
  • вывеска агентства “Image-мастер” (рисунок 1);
  • портреты, коллажи;
  • типы имиджа (плакат);
  • аудиозапись;
  • удостоверение (рисунок 2).

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Вступительное слово учителя.

Не привыкайте к чудесам –
Дивитесь им, дивитесь!
Не привыкайте к небесам,
Руками к ним тянитесь.
Приглядывайтесь к облакам,
Прислушивайтесь к птицам,
Прикладывайтесь к родникам –
Ничто не повторится.
За мигом миг, за шагом шаг
Впадайте в изумление.
Все будет так – и все не так
Через одно мгновенье.

В. Шефнер.

Одно мгновение… Один миг между прошлым и будущим – вот что такое жизнь. Зачем мы пришли в этот мир, с какой миссией? Почему, выполнив ее, должны уйти, уступить место новым людям? Проживая этот миг, именуемый жизнью, каждый человек пытается понять, что же он такое, разобраться в своих мыслях, чувствах, эмоциях. Он пытается оценить окружающий его мир, который так многогранен.

Почему люди порой неправильно понимают друг друга, неоднозначно реагируют на слова и жесты?

Каким образом одежда и макияж скрывают ваши недостатки и подчеркивают достоинства?

Почему одним людям нравятся гордые розы и чопорные хризантемы, а другим – нежные фиалки и застенчивые васильки?

Почему одни рисуют картины, а другие занимаются политикой?

На эти и другие вопросы мы с вами ответим на сегодняшнем уроке. Его тема “Имидж и политическая карьера”.

III. Обобщение изученного материала.

Давайте вспомним, что такое “имидж”? “Имидж” с английского языка переводится как “образ”, но трактуется специалистами как “мнение”, “репутация”, “визитная карточка”.

Какие виды имиджа вы знаете?

  1. Средовой – сигналы “среды обитания”.
  2. Овеществленный – продукты деятельности.
  3. Вербальный – словесная продукция.
  4. Паравербальный – особенности голоса и речи.
  5. Кинетический – кинетическая (двигательная) продукция.
  6. Габаритный – сигналы, исходящие от внешности, одежды, украшений.

Действительно, имидж – это целенаправленно формируемый образ, то впечатление, которое мы рассчитываем вызвать у окружающих. В грамотно созданном имидже согласованы все детали – не только внешние атрибуты (стиль одежды, прическа, аксессуары, украшения и т. д.), но и голос, манера поведения, даже окружение работают на заданную цель.

Внешность отражает наше внутреннее состояние, и наоборот. Когда мы хотим изменить свою жизнь, то часто первым делом обновляем гардероб, спешим в парикмахерскую или затеваем ремонт в квартире. У того, кто испытывает стресс или душевные переживания, внешний облик несет отпечаток неуверенности, неопределенности. А когда человек пребывает в согласии с собой и миром, тогда и составляющие его образа гармонично дополняют друг друга, подчеркивая цельность личности.

Как вы думаете, стиль и имидж – это одно и тоже? (Нет).

Совершенно верно, “индивидуальный стиль” и “имидж” – разные понятия, хотя одно без другого не существует. Если имидж – определенная роль, то стиль – это скорее сущность человека, его внутреннее “я”. Для многих найти свой стиль означает найти себя, свою точку зрения и уметь выразить ее. Стильно одетый человек не просто одет со вкусом и продумал все детали гардероба от пуговиц до носового платка. Ему действительно подходит все, что он носит. Это и есть взаимосвязь внешнего и внутреннего, соответствие имиджа стилю, а стиля – имиджу.

Давайте вспомним, какие стили вы знаете?

Классический, романтический, фольклорный, спортивный.

Совершенно верно. Но далее мы будем говорить не о стилях как таковых, а о стилях в их связи с психологическими типами. Рассмотрим несколько таких типов, которые являются цельными, узнаваемыми образами, органично соединяют внутренний личностный стиль и роль на сцене жизни – имидж.

IV. Объяснение нового материала.

Классический имидж: Человек, принадлежащий к этому типу, – профессионал, хороший организатор. Для него характерны уверенность в себе, дисциплинированность, практичность, стремление к совершенству.

Женщина классического типа часто носит прическу, которая позволяет большое количество вариантов укладки, например, каре. Поддерживает натуральный цвет волос. Макияж предпочитает спокойный, нейтральный.

Гардероб отличается ограниченным количеством нарядов, строгостью покроя и цветовой гаммы. Фаворит одежды – костюм, брючный или с юбкой. Жакет может быть в английском стиле или стиле Шанель. Юбка чаще всего бывает до колен, либо чуть выше или чуть ниже, а брюки – прямые, неширокие, со стрелками. У каждого стиля есть свои “ловушки”. Хотя классика всегда смотрится достойно, но есть опасность выглядеть слишком правильно, идеально, строго, что лишает образ естественности и воспринимается как высокомерие. Стоит время от времени вносить элементы романтического стиля.

Традиционный имидж: Представитель этого типа – челочек скромный и консервативный, верный принципам и традициям. Женщина любит домашний уют, гостеприимна, примерная мать и верная жена, надежный, преданный друг.

Предпочитаемая цветовая гамма – на основе коричневых, зеленых, синих тонов. Женщина носит практичную аккуратную стрижку, не требующую особого ухода. Цвет волос – натуральный, макияж либо отсутствует вообще, либо сводится к блеску на губах.

Гардероб состоит только из самых необходимых предметов, которые отличают покрой на все времена, хороший пошив и классические сочетания цветов. Такую женщину приходится заставлять обновлять свой гардероб, поскольку ей никогда ничего не нужно. Даже покупая вещи, она возьмет аналогичные тем, что у нее уже есть.

Этот имидж безусловно подчеркивает статус человека, говорит об уверенности и стабильности. Однако вы рискуете выглядеть немодно и прослыть занудой. Стоит чаще менять прическу и одеваться в актуальной цветовой гамме.

Спортивный (естественный) имидж: Человек, предпочитающий этот имидж – энергичен, общителен, ведет активный образ жизни. Женщина успевает все, одновременно выполняя несколько дел, принимает быстрые решения, которые поражают своей простотой и всегда оказываются правильными.

Женщина любит простые в уходе стрижки, чаще короткий, не приемлет средства для укладки, цвет волос – натуральный. Она не жалует декоративную косметику, при необходимости слегка подкрашивает ресницы и губы.

Одежду предпочитает удобную, практичную, функциональную. Цветовая гамма обширна – от ярких до натуральных цветов. Любимый предмет одежды – брюки разных видов, чаще джинсы. Много трикотажных футболок, свитеров, джемперов. Редко – простые прямые юбки.

“Ловушка” такого имиджа – опасность выглядеть небрежно. Имея невыразительный вид, легко затеряться в толпе. Для “изюминки” необходимо дополнить естественный стиль романтическим.

Романтический стиль: Перед нами женщина чувственная, эмоциональная, способная соблазнять. Романтической даме нравятся свободно струящиеся вокруг лица волосы, как правило, длинные или полудлинные. Макияж – легкий, с акцентом на глаза. Одежда подчеркивает достоинства фигуры, преобладают прозрачные детали, кружева, воланы, летящие юбки. Ткани с растительным рисунком, абстрактные и фантазийные, нежных цветов. Романтическая женщина любит стиль ретро с такими деталями, как жабо, оборки, рюши. Чтобы не казаться жеманной, приторно-сладкой, не следует злоупотреблять оборочками и рюшечками. Можно поэкспериментировать с брючным костюмом.

Яркий имидж: Женщина яркого типа – независимая, поражает всех своим темпераментом, откровенностью, старается привлечь внимание к собственной персоне всем – манерой говорить, двигаться, одеваться. Дама уделяет большое внимание прическе и цвету волос – они обязательно должны быть модными. Любит краситься и знает в этом толк. Основные детали макияжа – подведенные глаза и яркие губы. Гардероб обширный, поскольку такая женщина не может устоять перед соблазнами моды. Она любит насыщенные краски, но предпочитает черный цвет. Аксессуары выбирает массивные, тяжеловесные.

Яркая женщина не всегда замечает, что выглядит порой вызывающе и эксцентрично, а это не всегда уместно, особенно в рабочей обстановке. Этот стиль прекрасно “усмиряется” классикой и романтизмом.

Таким образом, мы видим, что внутренние качества человека диктуют ему внешнюю форму, а внешняя форма – имидж, демонстрируемый человеком, – может понять его характер и сущность.

Как правило, в гардеробе каждого присутствуют два стиля, один из которых является внутренним – отражением личности и собственного отношения к себе, а второй имидж, предъявляемый окружающим. Целостность образа человека заключается в том, что один из стилей должен стать ведущим, запоминающимся, а остальные стили ему подчинены и присутствуют в деталях. Подобное сочетание обогащает образ и позволяет найти огромное количество вариантов, сохраняя индивидуальность личности.

V. Обобщение изученного материала.

Вернемся к теме нашего урока – “Имидж и политическая карьера”. Как вы думаете, какой имидж подошел бы женщине, если она хочет заниматься политикой? (Классический)

Кого из женщин политиков вы знаете? Ирина Хакамада, Валентина Матвиенко, Ангела Меркель, Юлия Тимошенко, Хилари Клинтон, Кандализа Райс, Маргарет Тетчер.

Да, женщина может быть и президентом. Каким образом она может стать во главе государства? Ее могут выбрать на выборах.

Давайте вспомним, что такое выборы и их принципы.

Выборы – это один из способов формирования парламента. В ходе них граждане выбирают и главу государства. Во всех демократических государствах выборы проходят по правилам, или принципам, которые нельзя менять ни при каких обстоятельствах.

Всеобщность. По Конституции РФ в выборах могут участвовать все граждане, достигшие 18 лет, психически здоровые и не содержащиеся в местах лишения свободы.

Равенство. Каждый избиратель имеет свой голос (в 1905 году один голос помещика был равен 45 голосам рабочих).

Прямое избирательное право. Каждый избиратель голосует непосредственно за избираемого депутата. Тайное голосование исключает оказание давления на избирателя в момент голосования.

Альтернативность. Возможность сделать выбор их нескольких кандидатов.

Демократичность. Выражается в том, что должностные лица выбираются на определенный срок.

Изучая тему “Выборы” на уроках обществознания, вы проводили социологический опрос “Пойду ли я на выборы?”.

АНКЕТА “Пойду ли я на выборы?”

Данные о респонденте: возраст, пол, образование.

Вопросы:

  1. Знаете ли вы что-нибудь о выборах?
  2. Пойдете ли вы на выборы?
  3. Если да (нет), то почему?

Давайте проанализируем итоги.

По результатам опроса можно сделать вывод о том, что, скорее всего, на выборы не придут на участок люди среднего возраста. Они ссылаются на бесполезность выборов и свою занятость. Большинство из них составляют мужчины. Женщины думают о будущем своих детей. Поэтому они более активны в политическом отношении.

Чаще других приходят на выборы люди пожилого возраста. Наверное, так воспитаны.

Придут на избирательные участки и молодые избиратели в возрасте от 18 до 25 лет. Говорят, что им интересно, к тому же дают подарки.

VI. Практическая работа.

Мы вновь обращаемся к вопросу как должна выглядеть женщина-политик и постараемся ответить на этот вопрос в нашем агентстве “Image-мастер”.

(Физ. пауза “Оформление офиса”)

Наше агентство сегодня пополнилось новыми специалистами, и это задание будет для них стартовым, т. к. консультанты приняты на испытательный срок.

К нам обратилась женщина, которая хочет стать главой государства. Это Мария Нефедовна Партикеева. Нам нужно разработать ее имидж, чтобы избирательная кампания прошла успешно. О себе она сообщила следующее:

Возраст – 37 лет.

Образование высшее.

Замужем, имеет троих детей.

Работает в Институте народоведения, зав. кафедрой фольклористики.

Рассказать о результатах предварительного анализа внешних данных я попрошу ведущего консультанта.

Установлено, что Мария Нефедовна имеет летний тип внешности, пропорциональное телосложение, приталенный тип фигуры. Форма лица – округлая. Волосы русые, длинные. От короткой стрижки категорически отказалась. Одежду предпочитает в фольклорном стиле. Особенных выразительных жестов не имеет.

Чтобы определить особенности речи, давайте прослушаем аудиозапись.

Как вы думайте, какой тип имиджа можно взять за основу? Какие будут предложения?

Классический с элементами фольклорного стиля.

Предлагаю работу распределить по отделам:

  • Отдел визажистики займется макияжем и прической;
  • Отдел стилистики разработает стиль одежды и аксессуаров;
  • Отдел эффективной коммуникации сформирует советы по созданию вербального и паравербального имиджа.

(Работа по группам.)

Работа наша закончена. Вы разработали имидж нашей клиентки, который позволит ей сделать успешную политическую карьеру.

Давайте посмотрим, что получилось.

Послушаем зав. отделом стилистики.

Далее выслушаем, что нам предлагают в отделе визажистики.

И в заключении заслушаем советы отдела эффективной коммуникации.

СОВЕТЫ ПО КОММУНИКАТИВНОМУ ОБЩЕНИЮ ДЛЯ ПОЛИТИКА:

  1. Узнайте интересы своего собеседника и расположите его к себе разговором, соответствующим его потребностям.
  2. Избегайте в своей речи слова-“паразиты” типа “ну да”, “само собой”, “в некотором смысле”, “небось” и т. д.
  3. Будьте внимательны к шуткам и анекдотам.
  4. Не скупитесь на комплименты.
  5. Улыбайтесь.
  6. Избегайте непроизвольных жестов: встряхивание головой, поправление волос, комканье носового платка, почесывание лица и т. д.
  7. Во время общения стойте прямо, втяните живот, руки свободно опустите вдоль туловища, избегайте “закрытых” поз: скрещенные ноги, руки, собранные в замок и т. д.
  8. Используйте выразительные жесты рукой. Они помогут наиболее емко и точно донести вашу речь до слушателей.
  9. Продумайте цель своего выступления, составьте план, сформулируйте основные тезисы.
  10. Уважайте своих собеседников, умейте слушать и прислушиваться к чужому мнению.

Вы успешно справились с заданием. Наша клиентка будет довольна результатом. Поэтому мы с радостью заключаем с вами контракт и вручаем сертификат.

VII. Подведение итогов.

Итак, мы пришли к выводу, что имидж и политическая карьера неразделимы.

В начале урока нами был поставлен ряд вопросов о соотношении желаемого и действительного, реального и идеального “я”, имиджа и стиля.

Ответили мы на эти вопросы?

Ответы детей.

Также на уроке мы закрепили правовые знания.

Наш урок хочется закончить словами известного русского писателя, литературного критика, философа Николая Григорьевича Чернышевского: “Мне кажется, что в одной улыбке состоит то, что называют красотою лица: если улыбка прибавляет прелести лицу, то лицо прекрасно; если она не изменяет его, то оно обыкновенно; если она портит его, то оно дурно. Тот, кто не изучил человека в самом себе, никогда не достигнет глубокого знания людей”. Мы предлагаем вам еще раз поразмыслить над этой цитатой дома, а к следующему уроку написать по этой цитате сочинение-эссе.

Список литературы:

  1. Обществознание: Учебник для 8-9 классов общеобразовательных учреждений / А. Ф. Никитин, И. А. Галицкая, Е. С. Королькова и др.; Под ред. А. Ф. Никитина. – 2-е издание. – М.: Просвещение, 2003.
  2. Современная энциклопедия Аванта+. Мода и стиль. – М.: Аванта+, 2002.
  3. Технология: конспекты уроков, элективные курсы: 5-9 класс/ Сост. Л.П.Барылкина, С.Е. Соколова.– М.: 5 за знания, 2006.
  4. Учебное электронное издание “Обществознание”, www.nd.ru
  5. Человек и общество. Обществознание. Учебник для учащихся общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1. 10 кл./ Л.Н.Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.Ю. Лазебникова и др.; Под ред. Л.Н.Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2005.
  6. http://festival.ru