Интегрированный урок (технология + физика) по теме "Швейная машинка и приемы эффективной работы", 8-й класс

Разделы: Физика, Технология

Класс: 8


 

Вид урока:
Интегрированный урок «технология +физика» с элементами исследовательской работы.

Тип урока:
урок практического применения знаний.

Образовательные задачи по технологии

  1. закрепить знания учащихся об устройстве швейной машины;
  2. закрепить знания по техники безопасности работы на швейной машине;
  3. развивать умения и навыки работы на электрической швейной машине;
  4. создать условия для развития творческих способностей детей, расширения их знаний при работе с разными материалами, формирование технологических умений;

Образовательные задачи по физике

  1. закрепление знаний по теме «Мощность электрического тока»;
  2. исследовать зависимость мощности от нагрузки на валу электрического двигателя для установления оптимальной нагрузки для работы швейной электрической машины.

Воспитательная цель:
развитие навыков коммуникативного общения.

Развивающая цель:
развитие умений анализировать полученные в ходе практической работы данные, делать обобщения.

Оборудование:
школьный прибор для определения мощности электродвигателя от швейной машины со счетчиком, карманный секундомер, электрические швейные машины «Brather», калькулятор, карточки-тесты, инструкционные карты.

Ход урока

I. Орг. момент. Сообщение темы урока, целей.

Организация «открытого журнала» на полях тетради. «Открытый журнал» - ведомость оценок, полученных учеником в ходе урока за выполненные задания. Учитель учитывает их при выставлении итоговой оценки за урок.

II.Мотивация к уроку. Актуализация знаний.

Учитель технологии:

Шить люди научились давным-давно. Что появилось раньше иголка или одежда? . . . Оказывается одежда. Первобытный человек скреплял звериные шкуры, протыкая их рыбными костями или заостренными костями животных, а затем протягивал в получившиеся отверстия жилы животных и связывал их концы. Когда же в костях животных кто-то додумался проделать отверстие, то получилась игла.
Сегодня почти в каждом доме имеется швейная машина. Она позволяет производить пошив и ремонт одежды, выполнять зигзагообразные стежки, обметывать срезы тканей, пришивать кружева, аппликации, вышивать, пришивать крючки и пуговицы.
Познакомимся с историей создания швейной машины.

Сообщение ученицы об истории создания швейной машины.

Приложение 1.

Учитель технологии:

Современные швейные машины изготавливаются с электроприводом. Они обладают высокой скоростью шитья, удобны в управлении и намного облегчают труд. Безопасность работы на таких машинах может быть обеспечена при строгом соблюдении техники безопасности.

Контроль знаний по технике безопасности.

Учащиеся заполняют карточку-тест по правилам техники безопасности при работе на электрической швейной машине. Одна ученица-консультант работает на обратной стороне доски для осуществления самоконтроля учащимися класса. Критерии оценок оговариваются. Выставление оценок в «открытый журнал».

Приложение 2.

Учитель физики:

Основной частью электрической швейной машины является электропривод, который состоит из двигателя, педали (реостата) и соединительного шнура с вилкой.
Демонстрация названных узлов швейной машины.
С помощью педали мы включаем и выключаем электропривод, изменяя сопротивление реостата и соответственно скорость вращения двигателя. Педаль выполнена в виде клавиши, при нажатии на которую включается электродвигатель. Чем сильнее нажимать на педаль, тем больше скорость вращения двигателя. При снятии ноги с педали электродвигатель выключается.
Приводной вал электродвигателя имеет резиновое кольцо для фрикционного сцепления с маховиком швейной машины. В некоторых типах электроприводов сцепление осуществляется посредством ременной передачи.

Аналог электрического привода швейной машины изучается на уроках физики в теме «Электрические явления». В ходе предстоящей практической работы вам предстоит определить оптимальный режим работы электрической швейной машины и ее экономичной эксплуатации с помощью прибора для вычисления мощности на валу электрического двигателя в зависимости от числа оборотов.

III. Практическая работа «Определение мощности на валу электродвигателя в зависимости от числа оборотов».

Ученики: выполняют практическую работу.

Приложение 3.

Учителя физики и технологии консультируют по вопросам индивидуальных затруднений и контролируют степень активности и самостоятельности каждой ученицы. Итогом работы являются полученные результаты исследования зависимости мощности от нагрузки на валу электрического двигателя, которые фиксируются на доске в таблице и строится график зависимости мощности на валу электродвигателя от числа оборотов.

 

параметр

1

2

3

4

5

6

7

Время, t, с

 

 

 

 

 

 

 

Показания первого динамометра, F1, Н

0,5

1

1,5

2

2,5

3

3,5

Показания второго динамометра, F2, Н

 

 

 

 

 

 

 

Сила торможения, F = F1 – F2, Н

 

 

 

 

 

 

 

Число оборотов в минуту при разных режимах работы электродвигателя, n

 

 

 

 

 

 

 

Мощность N, Вт

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель физики:

По результатам выполненной практической работы, сравнения зависимости мощности двигателя от числа оборотов при разных режимах работы, сделайте письменно вывод об оптимальном режиме работы швейной электрической машины.

Самопроверка с ключом (предлагается карточка-консультант).

Ключ: Работая на швейной электрической машине, швея должна шить на средних оборотах электрического двигателя т. к. при малых оборотах швейная машина не только медленно шьет, но и двигатель работает не на полную мощность и потребляет больше электрической энергии, а при больших оборотах двигатель перегревается и также потребляет больше электрической энергии.
Выставление оценок в «открытый журнал».

Учитель технологии:

Знания по электротехническим работам вам пригодятся дома при работе с бытовыми приборами. Сейчас же вам предстоит, используя выводы проделанной работы, выполнить практическую работу на электрической швейной машине. Работа называется «Выполнение аппликации».
Аппликацией называется рисунок или украшение, изготовленное из нашитых или наклеенных на основу лоскутков ткани. Для изготовления аппликации подходит любая ткань-выбор зависит от назначения изделия. Цвет ниток подбирается в тон ткани.

IV. Практическая работа «Выполнение аппликации»

Приложение 4.

V. Итог урока:

Обсуждение результатов работы и выставление итоговых оценок.

VI. Домашнее задание: § 39