Интегрированный урок (технология + литература) "Свет деревянных кружев"

Разделы: Технология


Идея интеграции стала в последнее время предметом интенсивных теоретических и практических исследований в связи с начавшимися процессами дифференциации в обучении. С практической точки зрения, интеграция предполагает усиление межпредметных связей, снижение перегрузок учащихся, Она снимает утомляемость, перенапряжение учащихся за счет переключения на разнообразные виды деятельности. Варианты интегрированных уроков разнообразны. Можно сынтегрировать не только два, но и три, и даже четыре, пять предметов на одном и нескольких уроках. В этой связи интегрированным уроком называют любой урок со своей структурой, если для его проведения привлекают знания, умения и результаты анализа изучаемого материала методами других наук, других учебных предметов. При этом один предмет сохраняет свою специфику, а другие выступают в качестве вспомогательной основы. Интегрированный урок могут проводить оба учителя вместе, что не всегда получается, или один учитель при соответствующей предварительной подготовке по теме другого предмета. Чаще всего такие интегрированные уроки удобно проводить при защите творческих работ (проектов) учащимися или на уроках, носящих общий характер (например, ознакомление с русским деревянным зодчеством). Одно из обязательных и основных требований интегрированного преподавания - повышение роли самостоятельной работы учащихся, потому что интеграция неизбежно расширяет тематику изучаемого материала, вызывает необходимость более глубокого анализа и обобщения явлений, круг которых увеличивается за счет других предметов. В соответствии со всем выше сказанным я использую в своей педагогической практике такие интегрированные уроки. Чаще всего это бывают уроки технологии и ИЗО, технологии и МХК, технологии и информатики. Например, при изучении теоретического материала на уроках технологии часто использую презентации учащихся, которые они готовят к занятиям самостоятельно или с помощью учителя. Это способствует не только развитию их навыков работы с компьютером, но и формирует их умение добывать, выискивать информацию самостоятельно в различных источниках, включая Интернет. Главным преимуществом использования компьютера является наглядность. Большая доля информации усваивается с помощью зрительной памяти и воздействие на неё очень важно в обучении. Немаловажно и то, что высвобождается время у самого учителя, он уже выступает в роли консультанта и координатора действий учащихся. Помимо презентаций по теме урока, презентаций проектных работ, учащиеся еще учатся создавать рекламные листки. Создание рекламы с помощью компьютера позволяет легко варьировать расположение и изменять размеры объектов на листке, добиваясь наиболее рационального варианта. Имеется возможность получать многоцветное изображение, использовать различные способы заливки и текстуру, а также большую библиотеку автофигур. Ребенок, не имеющий ярко выраженных художественных способностей, может оформить рекламу правильно, со вкусом, что повышает его самооценку.    В последнее время, в связи с повышением требований со стороны государства к формированию ключевых компетентностей учащихся, начинаю применять в своей практике интегрированные уроки технологии и русского языка, технологии и литературы. Это позволяет формировать у учащихся не только технологическую компетентность, но и коммуникативную и информационную, расширяет их кругозор, обогащает их словарный запас, развивает речь.

Предмет – технология, литература     

9 класс       

Тема раздела - Художественная обработка древесины   

Тема урока - «Свет деревянных кружев»   

Общедидактическая цель – изучение способов обработки древесины прорезной резьбой, освоение приемов изготовления узора наличника и фасада дома; ознакомление учащихся с историческим литературным прошлым деревянного зодчества, развитие речи, обогащение словарного запаса школьников.

Тип урока – комбинированный.

Цели по содержанию урока:

  • познавательные:систематизация и обобщение знаний учащихся по обработке древесины; активизация познавательной деятельности учащихся и формирование интереса к технологии обработки материалов;
  • развивающие:освоение способов действия, умений и навыков, применение теоретических и практических знаний электроинструментов при изготовлении узора наличника и фасада дома;
  • воспитательные:формирование потребности сознательного и творческого отношения к труду, трудолюбия, чувства личной ответственности за результаты труда;

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая.

Средства обучения

  • Технические средства обучения: компьютер, проектор с экраном, иллюстративный и наглядный материал на электронном носителе, чертежи и рисунки.
  • Заготовки из древесины.
  • Разметочный инструмент: линейки, карандаши, столярные угольники. Рабочий инструмент: ножовки, приспособления для распиловки, сверлильный станок, лобзик (2шт.), шлиф. машинка.
  • Образцы элементов изделия. Образцы деревянных изделий: элементы наличников, гардины, шкатулки, солонки, тарелки.
  • Демонстрационный столик.

Указание использованных источников информации в соответствии с требованиями ГОСТа

    1. Бобиков П.Д. Мебель своими руками / Художник Г.Железняков. – М.: Эксмо, 2007. – 320 с.: ил.
    2. Буриков В.Г. Домовая резьба. – 2-е изд., стереотип. / В.Г.Буриков, В.Н.Власов.-М.: Нива России, 1994.-352 с.: ил.
    3. Костина Л.А. Выпиливание лобзиком. Выпуск 2.- М.: Издательство «Народное творчество», 2004.-40 с.
    4. Мелехина С.И. Основы проектной деятельности учащихся: уч.-метод. пособие. 1 часть [Текст] / С.И.Мелехина.-Киров: КИПК и ПРО, 2008.-221с.
    5. Мелехина С.И. Элективные курсы и проекты в препрдофильной подготовке школьников: уч.-метод. пособие [Текст] / С.И.Мелехина, Л.Н.Серебренников.- Киров: «Старая Вятка», 2006. - 241 с.
    6. Симоненко В.Д. и др. Технология: учебник для учащихся 8 кл. общеобразовательной школы /Под ред. В.Д.Симоненко.- М.: «Вентана-Графф», 2001г.-240 с.: ил.
    7. СимоненкоВ.Д. и др. Технология. Трудовое обучение: учебник для учащихся 7 кл.(вариант для мальчиков) общеобразовательной школы /Под ред. В.Д.Симоненко.- М.: «Вентана-Графф», 2002г.-192 с.: ил.
    8. www.rockingchairs.ru
      www.stoiky.ru/category-8-b0.html
      www.kachely.ru

Структура урока

1. Вводная часть:

Организационный момент:

  • подготовка учащихся;
  • постановка задачи;

2. Основная часть:

  • сообщение технико – технологических сведений;
  • беседа по безопасным приемам работы;
  • вводный инструктаж по выполнению технологических операций;

3. Практическая работа (работа по группам):

  • изготовление изделия;
  • получение практических навыков и умений;
  • контроль за соблюдением технологии;

4. Заключительная часть:

  • оценка проделанной работы;
  • рефлексия;
  • уборка рабочих мест и помещения;

Ход занятия.

Учитель технологии:Урок у нас сегодня не совсем обычный. Это урок - дуэт, и вести мы его будем вдвоем – т.е. два учителя: литературы и технологии /идет представление учителей/. Сегодня на уроке мы ознакомимся с историей деревянного зодчества, вятскими деревянными кружевами, научимся изготавливать наличники и элементы фасада дома. Работать с вами будем в двух группах по определенному плану (Приложение. См. слайды 1 - 3)

Учитель литературы: Истоки возникновения резьбы по дереву прослеживаются с древнейших времен, когда изображения небесных светил, зверей и птиц носили культовый характер.
Проживающий в лесном краю человек не мог не быть плотником. На Вятке бытует поговорка: “ Плотник – первый на селе работник ”. Практически все необходимое в хозяйственном обиходе, начиная от дома и “двора”, делали из древесины. Наши предки изумляли мир деревянными хоромами, пользовались деревянной посудой и мебелью, искусно украшали их резьбой и росписью. Гостей встречало лицо дома – резные наличники, резные ворота, украшенное резьбой точеное крыльцо, а в доме – ступа, корзины, колыбель для ребенка, посудный резной шкаф со створками, расписанными цветами, с берестяной утварью на полках (см. слайд №4)

Словарная работа: Плотник - от русского слова “плот” - сплав бревен по реке. Слово “изба” произошло от древнерусского слова “истьба”, истопка, очаг, т.е. жилое помещение с печью. “…Плотничать должны были все взрослые мужики! Чувствуешь ты дерево или нет, слушается тебя топор или не слушается - все равно ты будешь плотничать. Стыдно не быть плотником. Да и нужда заставит. На том и стояло плотницкое мастерство”. Народные мастера, а ими были русские мужики, возводили, подлинные произведения искусства. Шедевры народного деревянного зодчества – не просто памятники архитектуры, но и свидетельство высочайшего плотницкого мастерства /на доске вывешены напечатанные слова: плотник, истопка, изба, очаг.) Значение слов наличник, фронтон, фасад учащиеся пытаются объяснить сами, а затем сверяют с объяснением слов в Толковом словаре Ожегова. (см. слайд №5)

(см. слайд №6) (Ученик читает заранее приготовленное стихотворение наизусть):  

Издалека различимое всюду,
В северном сумраке вдруг засияв,
Так и возникло Онежское чудо
Двадцати двух серебрящихся глав.

В ней была скромность избы деревенской,
Если б не взмывшие ввысь купола...
Церковь, что названа Преображенской,
Преобразила здесь все, что могла.

Вверх устремлялся “бочонок” к “бочонку”.
Знал он, какая ждала их судьба,
Мастер закончил свою работенку,
Пот отирая тряпицей со лба.

Выискав в заводях тайное место,
Бросил топор утомленной рукой.
“Церковь, - промолвил он, - выполнил Нестор,
- Не было, нет, и не будет такой…”    

(см. слайд №7) Краткое сообщение ученика о мастерстве вятских умельцев – краснодеревщиков:      

Вятка очень богата лесами, и поэтому в старину дерево было основным строительным и поделочным материалом. Сначала люди строили деревянные дома, потом, с развитием культуры, появились новые ремесла. Люди начали украшать свои дома внутри (от резного стола до ложки с орнаментом) и снаружи (резные двери, рамы, обрамления), при этом дом становился более нарядным. Дома строились добротные, просторные, удобные и нарядные, с любовью и мастерством украшенные затейливой резьбой. Избу срубить – не простое дело, это не только четыре угла да крыша. Русский крестьянин ставил дом прочно, основательно, на века. И чтобы жить в нем тепло и уютно, и чтобы всякий, кто смотрит, порадовал.

Учитель литературы: (см. слайд №8)

Спит ковыль. Равнина дорогая,
И свинцовой свежести полынь.
Никакая Родина другая
Не вольет мне в грудь мою теплынь.

Знать, у всех у нас такая участь,
И, пожалуй, всякого спроси-
Радуясь, свирепствуя и мучась,
Хорошо живется на Руси.

И теперь, когда вот новым светом
И моей коснулась жизнь судьбы,
Все равно остался я поэтом
Золотой бревенчатой избы. (Сергей Есенин)

Учитель технологии: Вот и мы с вами постараемся изготовить наличники и элементы фасада дома как настоящие мастера, чтобы они получились красивыми и качественными. А это зависит от того, как вы, ребята, будете работать, с душой, с любовью, со старанием. А ещё очень важно, в каком вы настроении. Перед вами лежат цветные листочки бумаги. Красный листочек – соответствует бодрому, веселому настроению; зеленый - хорошему; синий – плохому. Подумайте и поднимите листочек соответствующий вашему настроению сейчас.

Вопрос ученикам: Какие виды украшений домов использовали в старину? (ответы учеников)

Учитель технологии: Способов изготовления украшения домов множество – это и оформление геометрической резьбой, рельефной, контурной, накладной, множественные росписи. Но сегодня мы с вами разберем оформление прорезной резьбой. Как вы знаете, что все эти украшения наши прадеды выполняли вручную с помощью топора, стамески и ножовки. В наше время выполнять такие украшения намного легче, если имеются в наличии такие электроинструменты как лобзик, фрезер, сверлильный станок.    

- Сегодня мы с вами будем совершенствовать навыки выпиливания лобзиком, сверления отверстий сверлильным станком, а также фрезерования изделий. При работе необходимо соблюдать правила безопасной работы с электроинструментами и ручным столярным инструментом.

– Какие ПБ вы должны соблюдать при работе электроинструментом и ручным столярным инструментом?

- А сейчас переходим к практической части занятия.   

Сейчас вы должны выполнить эскизы, перенести их на шаблон и изготовить изделие по шаблону. Можете использовать образцы оформления наличников и фасада дома (см. слайд №9). Можете использовать образцы оформления наличников и фасада дома. (см. слайд №10)

Работать будем в двух группах:

  • 1 группа: изготовление наличника на окно
  • 2 группа: изготовление элемента для украшения фасада дома

(При выполнении практической работы учитель технологии корректирует действия учащихся, обращает внимание на ошибки, показывает индивидуально приемы работ.)

Учитель технологии:Вот мы и выполнили практическую задачу по изготовлению украшения фасада дома. Обе группы приступили к изготовлению своих элементов украшения дома. Давайте подведём итоги урока: Что вы нового узнали? Что вам запомнилось?  

А чтобы это у вас сохранилось все в памяти, надо постоянно совершенствовать свои навыки на кружках «Художественная обработка древесины». Ну, а теперь давайте вновь проголосуем цветными листочками и определимся с вашим настроением.  

Учитель литературы: (см. слайд №12)

Поклоняемся вечным святыням,
И любовь наша к миру чиста.
Сердце русское верит и ныне:
Мир жестокий спасет красота.

Но наивными все же не будем,
Исповедуя истину ту:
Мир спасет красота, если люди,
Если люди спасут красоту.

Учитель технологии: Вот и хорошо – настроение отличное, карточки зеленые и красные. На этом урок окончен. Спасибо за урок, ребята!

Презентация.