Урок-экскурсия "Энергосбережение"

Разделы: Физика, Внеклассная работа


В 2010/2011 учебном году учащиеся10-го класса нашего лицея принимали участие в работе IV районной конференции школьников «Многонациональный Санкт-Петербург» в секции «Энергосберегающие технологии – толерантное отношение к природе».

При подготовке к конференции на базе Центра энергосбережения ОАО «Петербургская сбытовая компания (ул. Михайлова, 11) был проведен урок-экскурсия по теме «Энергосбережение». Проводил занятие Начальник учебного центра ЗАО «Петроэлектросбыт» М.Г.Яцкевич.

На занятии рассматривались следующие учебные вопросы:
1.  История развития энергосбережения.
2.  Закон об энергосбережении.
3.  Задачи Центра энергосбережения.
4.  Основные способы сбережения электрической  энергии.

Далее учащимся были предложены учебные места:

№1 – жилая квартира многоквартирного дома
№2 – светильники с различными типами ламп
№3 – компьютерная игра «Энергосбережение дома» (разработка Центра)
№4 – прихожая квартиры и парадная многоквартирного дома

Занятие очень интересное и убедительно действующее на участников: противников энергосберегающих технологий после занятия не было, т.к. в доступной форме, с математическими расчетами, без навязчивых лозунгов было доказано преимущество «умных» энергосберегающих приборов.

После окончания экскурсии работники центра предложили учебные материалы с презентацией и брошюры «Потому что я люблю свой дом» (практическое энергосбережение в быту).

У себя в лицее мы выпустили стенгазету, где рассказали об экскурсии и на классных часах в младших классах десятиклассники рассказывали о необходимости энергосбережения.

Считаю, что при возможности и жители, и гости нашего города могут посетить этот учебный центр, где узнают много нового и полезного для себя. А для учащихся школ – это прекрасное внеклассное мероприятие.

Энергосбережение – это реализация правовых, организационных, технических и экономических мер,
направленных на эффективное использование энергетических ресурсов
и вовлечение в хозяйственный оборот возобновляемых источников энергии.

ФЗ № 261 «Об энергосбережении»

Цели урока:

  • Познакомить  учащихся с историей развития энергосбережения, основными положениями Закона об энергосбережении, основными способами сбережения электрической энергии.
  • Сформировать  у учащихся мотивы энергосберегающего поведения.

ХОД УРОКА.

I. Встреча в Учебном центре с начальником центра М.Г.Яцкевичем, постановка учебных задач, знакомство с историей создания центра.

Учебные вопросы:

  • История развития энергосбережения
  • Закон об энергосбережении
  • Задачи Центра энергосбережения
  • Основные способы сбережения электрической энергии

Начальник центра рассказывает о том, что в последние годы все большее значение приобретает проблема энергосбережения. Наша страна – одна из самых энергорасточительных в мире. Наибольшие потери происходят в самом топливно-энергетическом комплексе, в промышленности (по причине износа оборудования) и в секторе ЖКХ. На ЖКХ приходится почти 1/3 всех потерь: 110 млн. тонн условного топлива.

Поводом для осмысления значимости энергосбережения послужило развитие международного сотрудничества, в первую очередь с такими зарубежными странами, как Великобритания, Дания, Франция, Германия, Норвегия. Эти государства с периода экономического кризиса 70-х годов прошлого века накопили достаточно богатый опыт в области энергосбережения и выразили готовность поделиться им.
Далее демонстрируется презентация, которая знакомит учащихся с ФЗ № 261 «Об энергосбережении».

С отдельными слайдами презентации можно познакомиться в Приложении 1.

II. После знакомства с задачами Центра энергосбережения учащиеся проходят к учебным местам и знакомятся со способами энергосбережения.

Учебное место № 1 «Жилая квартира многоквартирного дома»

Учащиеся узнают о Киотском протоколе, который предусматривает снижение к 2012 году мировых промышленных выбросов в атмосферу на 5,2%. Только Россия ежегодно выбрасывает в атмосферу 4,5 млрд. тонн отходов. А это – 16,4% от выбросов всей планеты – третье место в мире после США и Китая.

Львиная доля вредных выбросов приходится на энергетику: в России 98% выбросов СО2 дает сжигание угля, газа, нефтепродуктов.

И что же делать? Как, кто и что может спасти ситуацию? Во-первых, лесные массивы, которые поглощают парниковые газы. Значит, чем более зеленой будет наша планета, тем лучше. А во-вторых, мы сами можем экономить электроэнергию в своем доме. «Что для этого нужно?» – спросите вы. Немного: всего лишь ознакомиться с современными технологиями энергосбережения, обустроить свое жилище после переезда или ремонта, установить современную энергоэффективную бытовую технику, оснастить квартиру современными экономичными электротехническими устройствами.

Далее учащиеся узнают, что энергосбережение начинается с покупки «правильной» домашней техники.  Затем предлагают рассмотреть один из вариантов энергоэффективного обустройства дома (Приложение 2).

Учебное место № 2 «Светильники с различными типами ламп»

Оказывается, что 50% экономии электроэнергии достигается за счет экономии освещения (замена ламп накаливания на люминесцентные лампы). При их работе энергии тратится в 5 раз меньше, чем при работе обычных ламп. Компактная 15-ваттная люминесцентная лампа дает света столько же, сколько 75-ваттная лампа накаливания. Средний срок службы лампы накаливания  1000 часов, компактной люминесцентной лампы – 15000 часов.
Производят компактные люминесцентные лампочки фирмы «Осрам» (OSRAM), Германия, «Филипс» (Philips), Голландия, «Дженерал Электрик» (General Electric), США и «Радиум» (Radium), Германия. У нас в продаже можно встретить лампы чешского и китайского производства.

Электронное устройство компактной люминесцентной лампы обеспечивает ее мгновенное включение и работу без мигания. Электрическое поле между электродами заставляет пары ртути, которая входит в состав этих ламп, выделять невидимое ультрафиолетовое излучение.

Нанесенный на внутренние стенки стекла люминофор преобразует ультрафиолетовое излучение в видимый свет. Подбирая сорт люминофора, можно изменять цветность света лампы.

Компактные люминесцентные лампы и внешне практически не отличаются от ламп накаливания. Они только чуть-чуть длиннее, из-за того, что между колбой и цоколем находится электроника, управляющая лампочкой. К тому же компактные люминесцентные лампы не требуют специальной проводки и вворачиваются в стандартный патрон. Диаметры их цоколя стандартные: 27 и 14 миллиметров (лампы-миньоны).

Единственно, чего «не любят» люминесцентные лампы, – частого включения и выключения. Точнее, если интервал между выключением и новым включением – меньше двух минут.
Все люминесцентные лампы содержат ртуть (хоть и в очень малых количествах). Оказывается, проблема утилизации этой продукции в нашей стране еще не решена. Все крупные потребители люминесцентных ламп обязаны заключать договоры с фирмами, занимающимися утилизацией. Контролируют эти процессы специальные экологические предприятия. А рядовой потребитель пока просто выбрасывает люминесцентные лампы на помойку.

Учащимся предлагают проанализировать  «энергосберегающую» задачу:

Возьмем две лампы: обычную и люминесцентную. Каждая лампочка будет включена 2 часа утром и 4 часа вечером (всего 6 часов в день). Сравните данные таблицы.

Тип лампы

Наименование

Лампа накаливания (60 Вт, стоимость 10 руб.) Компактная люминесцентная лампа (11 Вт, стоимость 350 руб.)
Срок службы 1000 час/6 час = 166 дней (0,5 года) 15000 час/6 час = 6,8 года  (7 лет)
Затраты на одну лампу 0,06кВт х 15000 час.х 2,55 руб.= 2295,00 руб. 0,011кВт х 15000час. х  2,55 руб. = 420,75 руб.
Количество ламп за 7 лет и их стоимость 14 шт. х 10 руб. = 140,0 руб 1 шт х 350 руб. = 350,0 руб.
Общие затраты 2295,0 руб. + 140,0 руб. = 2435,0 руб. 420,75 руб. + 350,0 руб. = 770,75 руб.

Получается, что компактная люминесцентная лампа, несмотря на высокую стоимость, в целом экономичнее, чем дешевая лампа накаливания. К тому же, если тариф на оплату электроэнергии со временем наверняка увеличится, то выгода от компактной люминесцентной лампы будет еще значительнее.

В завершении разговора учащиеся узнают, что энергосберегающие лампы по цветовой температуре подразделяются на три группы:

  • Цветовая температура 2700 (Цвет: тепло-белый). Желтоватый свет, близкий к лампе накаливания, мягкий оттенок света с ощущением нежности и уюта. Рекомендуется для освещения спальной комнаты, гостиной и прихожей
  • Цветовая температура 4000 (Цвет: естественный). Тон более близкий к белому. Рекомендуется для освещения детской и ванной комнат.
  • Цветовая температура 6400 (Цвет: дневной). Бело-голубой тон, яркие и контрастные оттенки. Рекомендуется для освещения кухни и мест работы, требующих дополнительного количества света

Далее учащиеся узнают о светодиодных светильниках, их преимуществах и перспективах использования (Приложение 2).

III. Компьютерная игра «Энергосбережение дома» (Приложение 3)

В процессе игры надо выполнять действия по энергосбережению, получать баллы в виде сэкономленных рублей и покупать энергосберегающее оборудование.

IV. После игры руководитель учебного центра подвел итоги и наградил победителей: им вручены «золотая» и «серебряная» энергосберегающие лампочки!

Проигравших тоже не забыли: они получили лампочку накаливания.

V. Рефлексия

Восторгу и эмоциям учащихся 10-го класса не было предела!

Замечательное, нужное и интересное мероприятие провели представители Учебного центра. Младшие лицеисты, у которых десятиклассники проводили беседы по энергосбережению, очень заинтересовались игрой и выразили готовность посетить цент энергосбережения.

Литература:

1. Потому что я люблю свой дом! (Практическое энергосбережение в быту) – брошюра «Петербургской сбытовой компании»
2. www.pesp.ru
3. Презентация центра энергосбережения
4. http://www.energygame.com/pesc.ru