Например, в изучении тем «Интерьер жилого дома» и «Интерьер кухни» из раздела «Культура дома» предметной области «Технология» всегда стоит проблема в закреплении полученных на уроках теоретических знаний, а именно в проведении практических работ. При выполнении эскизов кухни, столовой или жилой комнаты учащиеся должны осуществить расстановку мебели, техники, освещения, а также подобрать цветовую гамму помещения. Разумеется, работа с перспективой для 6-7-х классов, является сложной задачей и в большинстве случаев предусмотренного времени на её выполнение ученикам не хватает.
Решением подобной проблемы является использование специально подобранной графической программы, позволяющей быстро и легко создавать проекты планировки квартиры, кухни или комнаты.
Это позволило нам прийти к заключению, что разработка методики использования в процессе преподавания раздела «Культура дома» специальных графических программ является актуальной проблемой.
Задачи, которые нами были поставлены в ходе работы:
изучить специальную и учебно-методическую литературу по рассматриваемой теме;
разработать требования, предъявляемые к графической программе при изучении раздела «Культура дома»;
провести сравнительный анализ графических программ;
описать и изучить основные принципы работы в графической программе SweetHome 3D;
описать методику создания проектов в графической программе SweetHome 3D;
разработать рекомендации для учителей по использованию графической программы SweetHome 3D при организации практических работ учащихся при изучении раздела «Культура дома»;
В рамках работы также надеемся создать примерные варианты готовых проектов учащихся 7-х классов на тему «Моя любимая комната», которые они смогут получить при выполнении практической работы на уроке в графической программе SweetHome 3D.
Одним из преимуществ внедрения информационных компьютерных технологий в учебный процесс является реализация принципа наглядности обучения на качественно новом уровне. Этот принцип является одним из основополагающих принципов обучения. Использование компьютерной графики позволяет сделать изучаемые события и явления более наглядными, а, значит, и доступными, таким образом, превращая процесс обучения в более комфортный для ученика и повышая уровень восприятия изучаемого материала.
Использование графических программ на уроках технологии поможет учителю решить проблему с организацией и проведением практических работ. Выполнение эскиза помещения в графической программе с применением специальных инструментов станет для учеников вполне выполнимой задачей, с которой они справятся за отведенное им количество времени.
Анализ учебных программ 6-х и 7-х классов по Технологии с целью выяснения содержания практических работ раздела «Культура дома», позволил нам выдвинуть требования, которым должна соответствовать графическая программа для обучения данному разделу:
возможность создания трехмерных изображений;
наличие готовой коллекции предметов мебели;
дружественный интерфейс;
бесплатность;
возможность работы с палитрой цветов и текстурой;
наличие русскоязычной версии;
возможность получения визуального изображения.
При поиске подходящей программы для обучения, именно разделу «Культура дома», руководствуясь выдвинутыми требованиями, наш выбор сузился до 4 программ:GoogleSketchUp1, TuxPaint2, ЛогоМиры 3, SweetHome 3D4.Благодаря проведенному сравнительному анализу всех рассматриваемых вариантов, мы остановили свой выбор на графической программе SweetHome 3D, которая полностью удовлетворяет выдвинутым требованиям.
Для ознакомления с программой мы подробно рассмотрели и описали её основные принципы и возможности работы.
Sweet Home 3D – удобная в использовании, бесплатная программа, с помощью которой пользователь может смоделировать план помещения, размещать мебель и различные объекты так, как ему нравится.
К основным функциям и возможностям программы Sweet Home 3D относятся:
возможность импорта в программу уже готового плана помещения.
возможность создания нового плана помещения:
возведение стен;
редактирование параметров стен;
добавление дверей, окон и мебели;
импорт новых 3D объектов;
настройка 3D просмотра.
К дополнительным возможностям графической программы SweetHome 3D можно отнести:
нанесение размеров;
добавление текста (надписи);
создание фото 3D окна;
создание видео.
Следующим шагом стала разработка методических рекомендаций по использованию данной программы в процессе преподавания раздела «Культура дома».
Использование графической программы SweetHome 3D целесообразно на этапе проведения практической работы в 6-х и 7-х классах, во время которой происходит закрепление полученных в ходе уроков знаний о способах размещения кухонной и комнатной мебели в интерьере, подборе цветового решения, способах оформления оконных проемов, и о роли освещения в помещении.
Учителю необходимо заранее импортировать в программу подготовленные им для оформления стен и пола текстуры, для того, что бы учащиеся в полной мере смогли произвести оформление помещения и не тратили время на их поиск в Интернете.
На выполнение практической работы учащимся отводится 40 минут.
Перед началом самостоятельной работы, учеников следует ознакомить с интерфейсом программы и её возможностями. Для этого учитель может показать обучающий видео ролик, в котором собраны основные операции:
Видео урок без комментариев: Sweet Home 3D. О программе 5.
Видео урок с комментариями: Sweet Home 3D 6.
Также учитель может продемонстрировать учащимся все необходимые действия и на примере самостоятельного создания эскиза прямо на уроке, комментируя каждый выполненный шаг.
После демонстрации программы учитель должен выдать задание к практической работе, в котором следует указать необходимые требования к проекту и его поэтапное выполнение.
Для эскизов помещения учителю стоит создать общую сетевую папку Интерьер жилого помещения, в которой бы сохранялись все работы учащихся.
Мы также хотим предложить учителям пример разработки для организации самостоятельной практической работы учеников в программе SweetHome 3D,по которой были созданы примерные варианты готовых проектов учащихся 7-х классов на тему «Моя любимая комната» по разделу «Культура дома»:
Проект 1. Черно-белый зал
Проект 2. Цветочная комната
Проект 3. Синий зал
Проект 4. Бежевая комната
Проект 5. Светлая комната.
Практическое использование программы в процессе обучения и полученные в ходе нашего исследования результаты говорят об эффективности ее использования в школьной практике.
Это позволило нам сделать вывод, что использование графической программы SweetHome 3D при обучении школьников разделу «Культура дома», на наш взгляд, повысит эффективность уроков, поднимет интерес учащихся к изучаемому разделу и, самое главное, позволит учащимся реализовать полученные теоретические знания на практике, а учителю более доступно организовать практическую деятельность учащихся на уроках технологии.
1 http://www.sketchup.com/intl/ru/
2 http://www.tuxpaint.org/
3 http://www.int-edu.ru/logo/products.html
4 http://www.sweethome3d.com/ru/userGuide.jsp
5 http://www.youtube.com/watch?v=C45_aYq_ia0
6 http://www.youtube.com/watch?v=BeH6J7mYrg0