Ход урока: (на доске висит портрет А.С. Пушкина-портрет художника Станислава Ковалёва 1998 г.) Ребята, вчера мы с вами ходили на экскурсию в Туапсинский парк и подходили к памятнику посвящённому великому поэту Александру Сергеевичу Пушкину. Ребята, кем ещё был А.С. Пушкин ? Правильно, прозаиком и драматургом.(Учитель напоминает учащимся о домашнем задании по теме «Великий поэт А.С. Пушкин»-учащиеся сдают доклады по данной тематике, они выкладываются на отдельный стол).Назовите года жизни великого поэта. Правильно, он родился в 1799 году , умер в 1837 году. Няня великого поэта рассказывала маленькому Пушкину сказки, пела народные песни и знакомила с различными историческими событиями. Лет с восьми произошла в мальчике великая перемена. Он стал писать стихи и его память обладала высокой феноменальностью. В 1811 году Пушкин поступил в закрытое учреждение Царскосельский лицей. До конца своих дней поэт с благодарностью вспоминал учебное заведение, воспитавшее его. Когда Пушкин окончил лицей , литература стала самым главным и самым любимым делом его жизни. В 1824 году Пушкина перевели в ссылку в село Михайловское, где летом обычно жила его семья, под надзором отца (что страшно возмутило поэта) и настоятеля Святогорского монастыря. Пушкин в те времена жил замкнутой жизнью, снова, как в детстве, слушал сказки, которые рассказывала ему няня Арина Родионовна, иногда читал ей свои стихи; посещал только своих соседей в селе Тригоское, скрасивших его ссылку. Именно здесь Пушкин написал много произведений, принёсших славу первого поэта России: «Евгений Онегин», «Борис Годунов», «Зимний вечер», «Няне», «Песнь о Степане Разине» и др.Осенью 1826 года Пушкин вернулся из ссылки. Жил то в Москве, то Петербурге. Он закончил свои произведения: «Маленькие трагедии», «Капитанская дочка», «Повести Белкина», «Полтава», «Медный Всадник», сказки «О царе Салтане», «О рыбаке и рыбке». Последние годы жизни поэт много творил. Но судьба распорядилась иначе: защищая честь красавицы жены, Пушкин вызвал на дуэль французского офицера Дантеса. Дуэль состоялась 27 января 1837 года на Чёрной речке близ Петербурга, на заснеженной тропе, когда короткий зимний день уже клонился к вечеру. Дантес выстрелил первым, Пушкин упал… Он жил ещё 2 дня, но рана была смертельной. 29 января Пушкина не стало. В 1880 году, когда со смерти поэта прошло 43 года, в Москве на Тверском бульваре торжественно был открыт памятник Пушкину, созданный скульптором А.М. Опекушиным на средства, собранные по всероссийской переписке. В нашем городе Туапсе в 1978 году был поставлен памятник великому поэту, прозаику и драматургу Александру Сергеевичу Пушкину. Обратите внимание на портрет А.С. Пушкина, его написал художник Станислав Ковалёв. Давайте рассмотрим его. -Что хотел передать художник в этом портрете? -Видно ли по портрету А.С. Пушкина, что он поэт, мечтатель? -Как изобразил поэта художник? -Какие художественные средства использовал художник? - Как решена композиция? -Как художник нашёл живописное решение ? -Какие дополнительные предметы художник нарисовал в своей картине, о чём они говорят? Ребята, ваши ответы правильные. Сегодня мы с вами будем говорить о сказках А.С. Пушкина. Ребята, какие сказки были написаны А.С. Пушкиным? Правильно, «Руслан и Людмила», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о попе и его работнике Балде», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». «Сказка о царе Гвидоне».Давайте вспомним эти сказки. Для этого мы немного поиграем. Я буду зачитывать отрывки из сказок, а вы будете называть из какой сказки прозвучал отрывок. « У лукоморья дуб зелёный, Златая цепь на дубе том, И днём и ночью кот учёный Всё ходит по цепи кругом»(поэма-сказка «Руслан и Людмила») «Три девицы под окном Пряли поздно вечерком. «Кабы я была царица,- Говорит одна девица,- То на весь крещённый мир Приготовила б я пир». (сказка «О царе Салтане») «Жил старик со своею старухой У самого синего моря; Они жили в ветхой землянке Ровно тридцать лет и три года. Старик ловил неводом рыбу, Старуха пряла пряжу» (сказка «О рыбаке и рыбке») «Жил-был поп, Толоконный лоб. Пошёл поп по базару Посмотреть кой-какого товару.( сказка «О попе и его работнике Балде») «Свет мой, зеркальце , скажи! Да всю правду доложи: Я ль на свете всех милее, Всех румяней и белее?» (Сказка « О мёртвой царевне и о семи богатырях») Молодцы, ребята! Вы хорошо знаете сказки А.С. Пушкина. У меня есть ещё один сказочный предмет «Ларчик», в нём лежат предметы из сказок А.С. Пушкина. Я буду доставать по одному предмету , а вы будете говорить, из какой сказки этот предмет. 1. Зеркало ( сказка «О мёртвой царевне и семи богатырях») 2. Сеть (сказка «О рыбаке и рыбке) 3. Цепь (сказка-поэма «Руслан и Людмила») 4. Бочонок (сказка «О царе Салтане») 5. Верёвка (сказка «О попе и его работнике Балде») Молодцы, ребята, отгадали вы все сказки. Посмотрите на доску. На доске висит кроссворд по сказкам А.С. Пушкина. Давайте все вместе разгадаем его. 1. «Чуть опасность где видна, Верный сторож, как во сне, Шевельнётся, встрепенётся, К той сторонке обернётся. -Кто это предсказатель беды? (правильно, петушок из сказки «О царе Гвидоне») 2.Как назывался остров, который лежал на пути в царство славного Салтана?(правильно, Буян). 3.В кого превратился царь Гвидон, когда в третий раз полетел на корабле к своему отцу царю Салтану? (правильно, шмель). 4. Волшебный предмет, которым владела злая мачеха из сказки «О мёртвой царевне и о семи богатырях»( правильно, зеркало). 5. Злая, коварная сватья- баба…. (правильно, Бабариха). 6. Дядька тридцати трёх богатырей. ( правильно, Черномор). Молодцы, ребята. Мы очень быстро разгадали кроссворд по сказкам А.С. Пушкина. Посмотрите на доску (учитель вывешивает репродукции к сказкам А.С. Пушкина , художник Станислав Ковалёв).Ребята, эти репродукции написал художник Станислав Ковалёв, он наш с вами современник. Эти репродукции написаны по сказкам Пушкина в 1998 году. Давайте внимательно рассмотрим их. Репродукции Станислава Ковалёва: 1. «У лукоморья дуб зелёный» 2. «Три девицы под окном» 3. «Белка песенки поёт и орешки всё грызет» 4. «Тридцать три богатыря» 5. «Царевна-лебедь» 6. «Старик и золотая рыбка» 7. «Старик со своею старухою» 8. «Пошёл поп по базару» 9. «Работник Балда ловит черта» 10.«Свет мой ,зеркальце,скажи» 11. « Царевна и семь богатырей» Ответьте на мои вопросы: -Что объединяет все эти репродукции ? -Каков замысел данных репродукций? -Какие художественные средства использованы для написания данных репродукций? -К какому жанру относятся данные репродукции? -Как решена композиция? -Какими средствами художнику по вашему мнению удалось создать интересные композиции, найти графическое или живописное решение? Ребята, ваши ответы были обширными. Вы правильно ответили на мои вопросы. А сейчас мы выполним работу, которая называется «Бал литературных героев из сказок А.С. Пушкина». На прошлом уроке мы нарисовали большое дерево -дуб на листе ватмана гуашью. В эту работу каждый из вас внёс свой вклад. Кто-то нарисовал ствол, кто-то ветви, кто-то листья. Но главным нашим условием было нарисовать всё-таки сказочное дерево. Сейчас мы выполним коллективную работу. У вас на столах лежат белые и чёрные листы бумаги , ножницы и клей, простые карандаши. Вы сейчас будете делать на белых листах наброски любого сказочного персонажа из сказок А.С. Пушкина, только ваш персонаж должен быть изображён стоя, сидя или двигаясь боком. Мы будем выполнять работу в технике вырезания силуэтов. Как только ваш набросок будет готов, вы используя свой набросок, вырежете ваш силуэт из чёрной бумаги и приклеите его на сказочное дерево-дуб. У нас получится сказочный дуб из Лукоморья. (работа учащихся, индивидуальная помощь педагога) Давайте посмотрим на наше сказочное дерево с силуэтами сказочных героев. Вопросы: -Нравится ли вам ваша коллективная работа? -Можно ли сказать, посмотрев на работу, что всё-таки дерево сказочное? -Рассмотрите ваши силуэты, узнаёте ли вы в них сказочных героев из сказок А.С. Пушкина? Назовите их. -Чем отличается наша работа от репродукций Станислава Ковалёва? -Что общего в нашей коллективной работе и репродукциях Станислава Ковалёва? (Анализ учащихся и учителя выполнения коллективной работы по теме: Силуэт – «Бал литературных сказочных героев из сказок А.С. Пушкина») Ребята, вашу работу мы повесим в холл начальной школы. Дети начальной школы очень любят сказки, им будет интересно посмотреть на вашу работу и ещё раз вспомнить сказки А.С. Пушкина. Ребята, давайте вспомним, о чём был сегодня наш урок? (заключение) -Что нового вы узнали? -Какие сказки А.С.Пушкина мы сегодня вспомнили? -Кто автор репродукций к сказкам А.С. Пушкина? -К какому жанру относятся репродукции к сказкам Станислава Ковалёва? -Чем отличается написание данных репродукций от других видов искусств? -Как называется техника, в которой мы сегодня выполняли коллективную работу «Бал литературных сказочных героев из сказок А.С. Пушкина»? (Учащиеся делятся своими мнениями об уроке; окончание урока) Этапы построения урока: 1. Организационный момент (вспомнить об экскурсии к памятнику А.С. Пушкина в г. Туапсе) 2. Проверка домашнего задания (доклады, сообщения по теме : «Великий поэт А.С. Пушкин») 3.Подготовка к усвоению нового материала (рассказ учителя о жизни и творчестве А.С. Пушкина ,рассматривание портрета Станислава Ковалёва «А.С.Пушкин»,вопросы, обсуждение) 5. Игры : -«Отгадай из какой сказки А.С. Пушкина прозвучал отрывок» -«Ларчик» (сундучок в котором лежат предметы из сказок А.С. Пушкина, необходимо отгадать из какой они сказки) -Отгадывание кроссворда по сказкам А.С. Пушкина 6. Рассматривание репродукций по сказкам А.С.Пушкина, художник Станислав Ковалёв. (Рассматривание, вопросы учащимся) 7. Объяснение нового материала (техника выполнения коллективной работы по теме: Силуэт «Бал героев сказок А.С.Пушкина») 8.Закрепление новых знаний (выполнение коллективной работы «Бал героев сказок А.С.Пушкина»-силуэт) 9. Итог урока (анализ работы учащихся самими учащимися и учителем, вспоминание пройденного на уроке, конец урока) Материалы к уроку: Портрет А.С.Пушкина-художник Станислав Ковалёв,репродукции к сказкам А.С.Пушкина –художник Станислав Ковалёв, на каждом ученическом столе по1 листу бумаги белого и чёрного цветов формат А-4,клей,ножницы,простой карандаш; ранее выполненная коллективная работа на листе ватмана «Сказочное дерево-дуб»(рисунок гуашью),кроссворд по сказкам А.С.Пушкина–формат ватмана, ларчик с предметами из сказок А.С.Пушкина (зеркало,сеть,цепь,бочонок,верёвка),стол отдельный для оформления выставки ученических докладов по теме: «Великий поэт А.С.Пушкин. Тип урока: Урок-путешествие по сказкам А.С.Пушкина Методическая часть урока: Данный урок может быть проведён с учащимися 6 класса в третьей четверти как продолжение уроков по теме: «Вглядываясь в человека». Ранее , при изучении данной темы, особое внимание учитель должен уделить знакомству с закономерностями построения конструкции головы человек, с пропорциями лица, крупных частей головы. Задача учителя при этом, не только научить учащихся изображать портрет человека, но и научить учащихся передавать характер, эмоции изображаемого человека. Ранее можно провести уроки по темам: «Мой учитель», «Кто он мой друг», «Литературный герой»,Фантастический человек из будущего», «Дорогие мои старики»,Техника вырезания силуэтов «Спортсмены»,Люди и животные» ,учитель учит учащихся вырезать не только портреты боком , но и целые фигуры людей, животных в технике силуэтного вырезания. Ранее задатки этой темы были положены ещё в третьем классе при изучении темы «Художник и зрелище», когда учащиеся учились изображать фигуры человека в движении перенося их на цветную бумагу и дополняя их элементами костюмов. Не думайте, что учащиеся 6-х классов совсем большие, что им не будет интересна сказочная тематика. Наоборот, живой интерес вызывал данный урок у учащихся 6-х классов. Ребята с радостью окунулись в мир детства, вспомнили сказки А.С. Пушкина. С большой радостью выполнили коллективную работу «Бал героев сказок А.С.Пушкина», подготовили для урока интересные сообщения. Активно делились своими мнениями о проведённой экскурсии к памятнику А.С.Пушкина в г. Туапсе. Урок прошёл на одном дыхании. Мы с ребятами договорились поставить театрализованное представление для детей начальной школы по сказке А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане». На уроках технологии ребята будут шить костюмы для театрализованного представления. Мне казалось, что учащиеся при выполнении коллективной работы по теме силуэт, будут испытывать некие трудности в вырезании сказочных героев из сказок А.С. Пушкина. Но прорисовав своего героя в форме наброска, ребятам стало наглядно видно то, как можно изобразить героя в движении, слушая пояснения учителя. Затем ребята вырезали свой набросок приложив его к чёрной бумаге и обведя его. Очень интересной получилась коллективная работа. На фоне сказочного дуба из Лукоморья на ветвях поселились : Царевна-Лебедь, «Князь Гвидон», «Старик со своею старухою», «Три девицы», «Сватья баба Бабариха», «Русалка», «Богатыри», «Работник Балда», «Чёрт»,Царевна из сказки о мёртвой царевне и семи богатырях».Ребята выразили большой интерес к выполнению коллективной работы. Данная работа получилась многофигурной и масштабной. Далее эту коллективную работы мы с учащимися повесили в холл начальной школы. Ребята младших классов с интересом рассматривали эту работу и вспоминали героев из сказок А.С. Пушкина. Список использованной литературы: 1. Великие писатели:Справочник школьника.-СПб.:Издательский Дом «Литера»,2006г. 2. Организация воспитательной работы в школе. Рожков М.И.,Бацбородова Л.В.,М.:ГИЦ Владос,2001г. 3. Внеклассная работа в школе; Автор-составитель О.Е.Жиренко,Л.Н.Барылкина,М.:ВАКО 2006 г. 4. Сверстники:обучение диалогу,ДВ 199 №11.с.58-76 5. Развиваем восприятие ;ЖелуницинаМ.И.2001 г. 6. 100весёлыхсостязаний на клубной сцене;СтуденицкийН.,М,,1999 г. 7. Литературные викторины, тесты и сказки для школьников;СухинИ.Г.,М.:1998г. 8. Воспитание игрой;АникееваН.П.,М.,1987г. 9. Большая книга игр и развлечений для детей и родителей;КедринаТ.Я.,М.:Педагогика-Прсс,1992г. 10.Как вести за собой. Старшеклассникам об основах организаторской работы. Лутошкин А.Н.,М.:Просвещение,1987г. 11.Особенности программы Б.М.Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд».Методические разработки. Приложение к дистанционным курсам. Лекционный материал. Теоретический материал: Уроки изобразительного искусства формируют у учащихся художественный вкус, творческое воображение, способности конструирования, изобретательность. Одна из основных задач, научить учащихся творческому видению. Именно это умение отличает человека-творца, человека-созидателя. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этой цели. Другая составляющая изобразительного творчества- научить учащихся выражать свои чувства, эмоции, формулировать свои мысли. Опираясь на свои собственные ощущения и предпочтения, учащиеся могут выбирать сюжеты, формы и методы работы. Тесно с изобразительным искусством переплетается художественный труд. В тоже время на уроках изобразительного искусства идёт планомерное обучение художественным приёмам отображения мира, передачи эмоций, настроения. Методы, которые используются на уроках ,повышают мотивацию учащихся. Если учителю удается создать особый эмоциональный фон урока, заинтересовать учащихся, вызвать у них тягу к творчеству, это значит, что процесс изобразительного творчества будет для учеников не рутинной работой, а вдохновенным созиданием. Таким образом , предмет изобразительное искусство станет поистине действенным инструментом для воспитания личности. Предмет изобразительное искусство тесно связан с другими предметами: технологией, литературой, историей, мировой художественной культурой, музыкой, математикой. Знакомство с традиционными народными промыслами, с историческими фактами возникновения ремёсел и видов искусства помогает учащимся ощутить себя продолжателем древних традиций, посвящённым в вековые тайны творчества и мастерства. Наибольший отклик вызывает у учащихся не точное копирование образцов, а их переосмысление с точки зрения собственной индивидуальности, реальных жизненных впечатлений, возможности использования различных современных и доступных материалов. Расширение представлений об изображаемом объекте не только стимулирует интерес к работе, но и помогает в выборе материалов и самого образа изображаемого.Реализовать поставленные задачи по освоению изобразительного искусства при максимальном раскрытии творческого потенциала ребёнка помогает система методических приёмом по программе Б.М.Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» |