| ||||
|
Категории каталога | ||||
|
Форма входа |
Поиск |
|
Друзья сайта |
Статистика |
Онлайн всего: 16 Гостей: 16 Пользователей: 0 |
Главная » Файлы » Национально-региональный компонент » Обслуживающий труд | [ Добавить материал ] |
[ Скачать с сервера (818.7 Kb) ] | 22.11.2012, 13:24 |
«Средняя общеобразовательная школа № 2» Педагогический проект Профессиональная проба – как средство актуализации профессионального самоопределения учащихся Сроки выполнения проекта: сентябрь 2010 – май 2014 География проекта (сфера реализации): учащиеся школы № 2 г. Верещагино Руководитель: учитель технологии Балуева Любовь Николаевна Верещагино 2012 Сегодня предмет «Технология» переживает нелегкое время: 1. значимость предмета снизилась; 2. количество часов на изучение программы уменьшилось; 3. интерес учащихся к практической работе потерялся; 4. у учащихся возникли трудности в выборе своей будущей профессии; 5. наблюдается снижение интереса к рабочим профессиям; 6. отсутствие у части учащихся желания трудиться. Всё более актуальной становится проблема подготовки школьников к жизненному профессиональному самоопределению. Анализ результатов диагностики профессиональных намерений учащихся второй ступени обучения в текущем 2012-2013 учебном году показал, что чёткое представление о своей будущей профессии имеет менее 15% учащихся. 10% вообще не определили своё профессиональное направление. Многие учащиеся не могут сопоставить свои индивидуальные способности с требованиями к определённой профессии, не обладают достаточной информацией о современном мире профессий. Для решения проблемы профессионального самоопределения для учащихся 9-х классов нашей школы с 2008-2009 году стала вести спецкурс «Я в мире профессий». В 2010 - 2011 году решила выйти на новый уровень работы по профессиональному самоопределению – на профессиональные пробы, целью которых для ученика является «примерка» профессии «на себя». Поставила задачу – предоставить учащимся возможность знакомства с профессией через практическую деятельность в процессе допрофессиональной подготовки. В процессе такой «примерки» более четко определяем вместе с учащимися перспективы профессионального роста и мастерства, проявление определенных компетенций, основного восприятия правил выбора профессии, а также умения адекватно оценивать свои личностные возможности в соответствии с требованиями избираемой профессии. Тогда выбор профессии будет более удачным, удовлетворенность данным трудом будет достаточно высокой. Данный проект направлен на осмысление учащимися профессионального самоопределения через «примерку» профессий, т.е. профессиональные пробы. Цели и задачи проекта Цель: оказание помощи учащимся в их профессиональном самоопределении. Задачи: 1)использовать современные информационные технологии в работе с учащимся по профессиональной ориентации; 2)расширять кругозор учащихся в мире профессий; пробуждать в них мотивацию к профессиональному самоопределению; 3)воспитывать сознательное отношение к выбору профессии и уважение к человеку труда; 4) привлекать учащихся к занятиям спецкурса через анкетирование и выявлять сферу интереса к той или иной рабочей профессии; 5)оформить сменный информационный стенд о востребованных профессиях на предприятиях города, района и края. 6) ориентировать учащихся на рабочие профессии города, района и края. Для реализации проектной идеи я использую следующие методы: анкетирование учащихся, тестирование, беседы, встречи с представителями разных профессий, кинопросмотры, посещение районной библиотеки, экскурсии на предприятия города, встречи со специалистами ЦЗН, работа со специальной литературой и справочниками, а также использование Интернета. Всё это позволяет поддерживать интерес девятиклассников к участию в данном проекте. Но большее значение имеет деятельностный метод, когда учащиеся непосредственно на практике соприкасаются с той или иной профессией. Специфической особенностью проекта является проведение в конце учебного года завершающего праздника «Защиты профессий», где принимают участие не только участники проекта, но и все учащиеся школы. Работу над проектом поделила на 4 этапа: На первом ознакомительном этапе решаю задачу по определению интересов, увлечений учащихся, их отношение к различным сферам профессиональной деятельности. Делаю это посредством бесед, анкет. На подготовительном этапе знакомлю с литературой, где есть информация о профессиональной деятельности, в которой предполагается проведение проб. Здесь же организую посещение предприятий, учреждений. Читаем заметки в районной газете о людях труда, о профессионалах своего дела. Моя задача - сформировать представление о том виде деятельности, которое им предстоит выполнить в ходе профессиональной пробы. Всего в рамках курса 7 профессиональных проб: • редакция газеты; • педагогическое дошкольное воспитание; • библиотечное дело; • азы аптечного дела; • торговля; • основы компьютерной техники; • работа курьера в правоохранительных органах. В процессе профессиональных проб учащиеся получают опыт и пытаются определить, соответствует ли её характер их способностям и склонностям. Чтобы организовать пробы, я должна выстроить отношения с предприятиями и учреждениями города (дошкольные учреждения, учреждения торговли, библиотеки, редакция районной газеты). Заключаем договор о прохождении профессиональных проб. На деятельностном этапе распределяю учащихся по группам и микрогруппам. Разрабатываем задание вместе с партнёрами для профессиональной пробы. Распределяем и закрепляем место прохождения профпробы. В процессе профпроб я веду журнал посещаемости и видов выполняемой работы. Учащиеся ведут дневники, в которых руководители профпроб ставят оценки и пишут отзыв. Рефлексивный этап включает в себя отчёт учащихся о прохождении профпроб, в котором отмечают трудные и инте6ресные стороны профессии. Кроме того, ученики обращают внимание на то, какой предмет наиболее важен в данной профессии. Какие способности нужно иметь при выборе профессии. Реализуется проект в течение месяца. Учащиеся имеют возможность за это время попробовать себя в разных профессиях. Количество часов на пробу выделено от 2 до 10. Два часа соответствуют 2 урокам предмета «Технологии». Ученикам предоставляется право замены одной пробы на другую, если данная проба не соответствует возможностям и склонностям учащегося. К ожидаемым результатам отношу: учащиеся знают: • характер труда в данной сфере деятельности, в которой проходили пробу, т.е. «примерку»; • требования, предъявляемые к личности и профессиональным качествам; • правила безопасности труда, санитарии и гигиены. умеют: • выполнять простейшие операции, выполнять санитарно-гигиенические требования и правила безопасности труда, пользоваться документацией; • выполнять простейшие вычислительные операции; • соотносить свои индивидуальные особенности с профессиональными требованиями. Итогом прохождения профпробы является наличие у учащихся индивидуального учебного плана, в котором прописывается индивидуальная образовательная траектория. В 2010 – 2011 учебном году мне удалось организовать профессиональные пробы по следующим направлениям: библиотечное дело, азы аптечного дела, торговля, основы компьютерной техники, работа курьером в правоохранительных органах, педагогическое дошкольное воспитание, журналистика. За один месяц 2010-2011 учебного года прошли профессиональные пробы 36 учащихся 9-х классов на 12 предприятиях и учреждениях. В 2012-2013 учебном году по этим же направлениям прошли профессиональные пробы 42 ученика на 13 предприятиях и учреждениях. Интерес учащихся к профессиональному самоопределению возрос, т.к. в процессе профессиональных проб реализуется возможность осмысления сферы профессиональной деятельности, учащиеся делают вывод о своей профпригодности. Подводя итоги профессиональных проб с учащимися, я провела анкетирование, выясняя, что им дала профессиональная проба. Вот некоторые мнения учащихся: • всё очень понравилось; • для меня профессиональная проба стала неожиданно интересно; • мне не хватило времени, я бы ещё поработала; • доброжелательное отношение к нам, учащимся; • лучше стали понимать представленную профессию; • профпробы обязательно нужны, т.к. помогают определиться с выбором профессии; • отрицательным моментом является нехватка времени. Работа по организации профессиональных проб в нашей школе только начинается. И мне как учителю интересно узнать, насколько расширятся границы возможности профессионального самоопределения учащихся с применением данного опыта. | |
Категория: Обслуживающий труд | Добавил: Львёнок | Автор: Балуева Любовь Николаевна | |
Просмотров: 2478 | Загрузок: 121 | Рейтинг: 5.0/1 | |
Всего комментариев: 0 | |