Суббота, 22.06.2024, 08:31
Приветствую Вас Гость
Астрейко Е.С., Астрейко Н.С. Решение изобретательских задач как метод повышения эффективности обучения у - Статьи сборника VIII конференции - Международная заочная НПК "Непрерыное образование - Каталог статей - Образовательный сайт
Суббота, 22.06.2024, 08:31
Приветствую Вас Гость | RSS
Форма входа
Категории раздела
Статьи сборника VIII конференции [16] Статьи сборника IX конференции [5]
Поиск
Мини-чат
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Каталог статей


    Главная » Статьи » Международная заочная НПК "Непрерыное образование » Статьи сборника VIII конференции [ Добавить статью ]

    Астрейко Е.С., Астрейко Н.С. Решение изобретательских задач как метод повышения эффективности обучения у
    Изобретательская деятельность является своеобразной основой для развития различных отраслей человеческой жизнедеятельности, и приводит к максимально эффективному использованию современных технологий и улучшению условий жизни для каждого человека. Она достаточно многогранная – это и решение изобретательских задач, и конструирование чего-то нового, не похожего на известное, но необходимое и незаменимое.
    История изобретательской деятельности деятельности столь же продолжительна, как и история человечества. Ценность её состоит не только в создании изобретений, но так же в повышении квалификации и опытности изобретателей. Сами изобретатели также личности неординарные и разносторонне развитые. Леонардо да Винчи, Томас Эдисон, Никола Тесла – этих людей знают все, но мало кто задумывался, что сама изобретательская деятельность может широко использоваться учителями в общеобразовательной школе. Курс физики, в частности, подходят для этого как нельзя лучше. Мало кто из учащихся откажется оказаться ближе к величайшим изобретателям, пройти путь создания выдающихся изобретений хотя бы через решение соответствующих задач.
    Если же говорить о понятии, то изобретательская задача – основной объект теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) [1]. Изобретательская задача отличается от задач технических, инженерных, конструкторских тем, что в ходе ее решения необходимо разрешить некоторое противоречие (административное, техническое или физическое).
    Под учебной изобретательской задачей мы понимаем творческую задачу, условие или вопрос которой требует от учащегося повторить изобретение или объяснить то, или иное изобретение на уровне идей.
    В этом состоит главное отличие учебных изобретательских задач от изобретательских задач, возникающих в процессе развития техники. Изобретательские задачи требуют новых решений, доводятся до внедрения в практику с целью прогрессивных изменений в технике. Однако, методы решения изобретательских задач и учебных изобретательских задач, а также психологические особенности процесса решения задач обоих типов, идентичны.
    По мнению В.П. Пархоменко [2], изобретательские задачи можно подразделить на пять уровней сложности:
    I   уровень – объект (устройство или способ) не изменяется;
    II  уровень – объект изменяется, но незначительно;
    III уровень – объект изменяется значительно;
    IV уровень – объект меняется полностью;
    V  уровень  меняется вся техническая система, в которую входит объект.
    Изобретательская деятельность относится к творческой деятельности, и как любой вид творческой деятельности приводит к повышению эффективности обучения учащихся, определяет успешность всей работы педагогов. В наше время большинство учителей, в том числе и учителя физики, сталкиваются с такой проблемой, как отсутствие интереса учеников к изучаемому предмету. Это серьезная проблема для всей системы образования. Как же заинтересовать школьника физикой?
    Только с помощью демонстрации опытов учитель физики может доказать значимость изучаемого закона либо понятия, объяснить принцип работы механизмов. Вовлечение школьников в учебную деятельность может происходить через решение задач и проведение лабораторных работ. Но не всегда в школьной лаборатории хватает на всех учебных приборов, а нередко их нет даже для отдельной демонстрации. Частично это связано с тем, что на территории нашей республики нет завода, специализирующегося на изготовлении школьных приборов и зачастую учителям приходится пользоваться оборудованием десятилетней давности, а иногда и старше.
    Одним из выходов из сложившейся ситуации можно назвать моделирование опытов и демонстраций на компьютере, но найти соответствующего специалиста может быть еще труднее, чем недостающее оборудование. Кроме того не в каждом кабинете физики есть компьютер и тем более проектор.
    Другим выходом из сложившейся ситуации может стать проведение факультативных, либо дополнительных занятий кружкового типа на базе школьных мастерских. На таких занятиях или даже на уроках трудового обучения можно организовать непосредственное изобретение новых, а также изготовление аналогов уже существующих приборов, которые могли бы использоваться при изучении физики. Сюда можно включить и самостоятельную работу учащихся по поиску наилучшего решения, оптимальной конструкции физического прибора.
    Известные психологи В.П. Зинченко и С.Д. Смирнов [3] установили следующую закономерность (закономерность Смирнова-Зинченко): «Учащийся может запомнить материал непроизвольно, если выполняет над ним активную мыслительную деятельность, и она направлена на понимание этого материала». Это значит, что учащиеся, занявшиеся изобретательской деятельностью под руководством учителя будут лучше разбираться в физике, этот вид деятельности предполагает применение имеющихся знаний в новых ситуациях, развитие умений анализа, которые будут применяться в дальнейшем как во всех видах учебной работы, так и в повседневной жизни.
    Здесь преподаватель выступает в виде творца, вовлекая учеников в изобретательскую деятельность, пробуждая в них любознательность и интерес к миру физических экспериментов. Но, с одной стороны, учащиеся увлекаются физикой, а с другой стороны, изготавливают необходимое школе оборудование. Важно и то, что сложность изготавливаемых приборов может быть любой, использоваться могут самые разнообразные материалы от ниток, картона и бумаги до металлов, органического стекла и электротехнических устройств. Это позволяет заниматься данным видом деятельности учащимся любого возраста. Кроме того укрепляются и развиваются межпредметные связи, особенно с трудовым обучением, математикой, химией и т. д.
    В процессе познавательной практической деятельности с помощью возможного стимулирования положительными оценками за качественное выполнение работы можно заинтересовать в получении конечного результата даже слабоуспевающих учеников. Так как совместная работа сближает людей, объединенных общей целью, совместное техническое творчество учителя физики и учеников может стать основой для значительного улучшения психологического микроклимата в классе, создания прочного коллектива, стать стартовой площадкой для творческого раскрепощения детей, нашедших возможность для самореализации.
    Выделим формы и методы включения учащихся в изобретательскую деятельность: факультативные занятия; решение изобретательских задач на уроке и дома; чтение литературы; составление физических задач самостоятельно; выпуск стенгазеты «Юный изобретатель»; участие и организация изобретательских конкурсов и т. д.
    В рамках занятия кружка «Инноватор» был изготовлен прибор для демонстрации беспроводной передачи энергии (рисунки 1, 2).
     
    I:\Дипломная\ДИПЛОМНАЯ\bluetooth\CYMERA_20120615_120009.jpg
     
    Рис. 1 – Прибор для демонстрации беспроводной передачи энергии
     
     
    Рис. 2Демонстрации беспроводной передачи энергии
     
    В заключение отметим, что решение изобретательских задач содействует развитию устойчивого познавательного интереса учащихся, а вместе с ним – интереса к изучаемой науке; позволяет формировать навыки в изготовлении простейших приборов, при использовании подручного материала, моделировании и конструировании; развивает наблюдательность и любознательность; способствует развитию логического мышления обучающихся.
     
    Литература:
    1. Что такое "ТРИЗ"?: Режим доступа: http http://www.triz-ri.ru/triz/, – Дата доступа: 18.04.2013.
    2. Пархоменко, В.П. Основы технического творчества / В.П. Пархоменко. Минск: Адукацыя i выхаванне, 2000. – 147 с.
    3. Зинченко, В.П. Методологические вопросы психологии / В.П. Зинченко, С.Д. Смирнов, – М.: Изд-во МГУ, 1983. –165 с.
     
    Категория: Статьи сборника VIII конференции | Добавил: Kafedra (04.07.2013) E
    Просмотров: 556 | Рейтинг: 5.0/1
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]