Суббота, 20.04.2024, 03:09
Приветствую Вас Гость
Бабаева Л.Р. Реализация системно-деятельностного подхода в учебном процессе - Статьи сборника VIII конференции - Международная заочная НПК "Непрерыное образование - Каталог статей - Образовательный сайт
Суббота, 20.04.2024, 03:09
Приветствую Вас Гость | RSS
Форма входа
Категории раздела
Статьи сборника VIII конференции [16] Статьи сборника IX конференции [5]
Поиск
Мини-чат
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Каталог статей


    Главная » Статьи » Международная заочная НПК "Непрерыное образование » Статьи сборника VIII конференции [ Добавить статью ]

    Бабаева Л.Р. Реализация системно-деятельностного подхода в учебном процессе
    Одной из важнейших целей начального образования в соответствии с ФГОС начального общего образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться». Термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
    Сегодня одна из важнейших задач общеобразовательной школы состоит уже не в том, чтобы «снабдить» учащихся багажом знаний, а в том, чтобы привить умения, позволяющие им самостоятельно добывать информацию и активно включаться в творческую, исследовательскую деятельность. В связи с этим актуальным становится внедрение в процесс обучения таких технологий, которые способствовали бы формированию и развитию у учащихся умения учиться, учиться творчески и самостоятельно.
    Учебные умения формируются постепенно, этот процесс охватывает всю начальную школу. Формирование у младших школьников учебных умений осуществляется на каждом уроке любого учебного предмета.
    Дети на уроках работают в соответствии со своими возможностями, участвуют в равноправном диалоге, осознают ценность своего участия в решении разных учебных задач. Данная технология требует от обучающихся умения высказывать своё мнение, обосновывать его, выстраивать цепочку логических рассуждений. Учебный процесс протекает более эффективно, когда учитель говорит меньше, чем ученики.
    Технология деятельностного метода означает, что постановку учебной проблемы и поиск решения осуществляют ученики в ходе специально выстроенного учителем диалога. Дети под руководством учителя, но с высокой долей самостоятельности, отвечая на вопросы, открывают для себя новые знания.
    Деятельностный подход на уроках можно осуществить через моделирование и анализ жизненных ситуаций на занятиях, использование активных и интерактивных методик, участие в проектной деятельности, владение приёмами исследовательской деятельности, вовлечение обучающихся в игровую, оценочно-дискуссионную, рефлексивную деятельность.
    Обучающиеся могут выполнять работу на уроке по следующим направлениям: работать с источниками информации, решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации, анализировать современные общественные явления и события, осваивать типичные социальные роли через участие в обучающихся  играх и тренингах моделирующих ситуаций из реальной жизни, аргументировать защиту своей позиции, оппонировать иному мнению, выполнять творческие работы и исследовательские проекты.
    Давно доказано психологами, что люди лучше усваивают то, что обсуждают с другими, а лучше всего помнят то, что объясняют другим. И ведь именно эти возможности предоставляет учащимся используемая на уроке учителем групповая работа.
    Активность ученика на уроке заметно возрастает, когда он становиться носителем функции учителя. Естественно, ученик не подменяет учителя на уроке, организующее и мобилизирующее начало на уроке остаётся за учителем. Но по заданию учителя на определенном этапе обучения учащиеся сами могут сделать многое: определить и выделить главное, предвидеть очередной вопрос, обосновать связь новой темы с предыдущей. Нужно организовать работу так, чтобы каждый ученик в результате такой работы почувствовал собственный рост. Очень важным в такой деятельности, является психологический фактор: надо, чтобы дети видели в учителе надёжного помощника, доверяли ему.
    Таким образом, использование приёмов проблемного обучения, проектных методик и групповых форм работы даёт возможность реализовать деятельностный подход в обучении младших школьников.
    Я считаю, что правильное использование деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе позволит оптимизировать учебный процесс, устранить перегрузку ученика, предотвратить школьные стрессы, а самое главное – сделать учёбу в школе единым образовательным процессом.
     
    Литература
    1.            Деятельностно-ориентированный подход к образованию // Управление школой. Газета Изд.дома «Первое сентября». – 2011. – №9.
    2.            Кудрявцева Н.Г. Системно-деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения //Справочник заместителя директора. – 2011. – №4.
    Категория: Статьи сборника VIII конференции | Добавил: Kafedra (03.07.2013) E
    Просмотров: 674 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]