Суббота, 20.04.2024, 02:23
Приветствую Вас Гость
Белянина Л.А. Подготовка учителя к инновационной деятельности: путь от слушателя к обучающемуся - Статьи сборника VIII конференции - Международная заочная НПК "Непрерыное образование - Каталог статей - Образовательный сайт
Суббота, 20.04.2024, 02:23
Приветствую Вас Гость | RSS
Форма входа
Категории раздела
Статьи сборника VIII конференции [16] Статьи сборника IX конференции [5]
Поиск
Мини-чат
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Каталог статей


    Главная » Статьи » Международная заочная НПК "Непрерыное образование » Статьи сборника VIII конференции [ Добавить статью ]

    Белянина Л.А. Подготовка учителя к инновационной деятельности: путь от слушателя к обучающемуся
    Залогом профессионального успеха уже не могут слу­жить
    полученные один раз в жизни знания.
    На первый план выходит способность людей ориентироваться
    в ог­ромном информационном поле, умение самостоя­тельно
    находить решения и их успешно реализовы­вать.
    В. В. Путин
     
     
    Стремительно меняющийся современный мир, процессы глобализации, технологизации и информатизации в возрастающей степени вызывают необходимость обеспечения системы образования высококвалифицированными кадрами. Вопросам профессиональной подготовки учителя в современных условиях посвящено большое количество педагогических исследований (В.И. Андреев, Г.С. Батищев, Е.В. Бережнова, В.В. Краевский, Ю.Н. Кулюткин, А.М. Кушнир, Н.Н. Лебедева, А.К. Маркова, А.А. Остапенко, В.Г. Рындак, В.В. Сериков, В.А. Сластенин, Л.В. Яблокова и др.).
    Результаты исследований подтверждают, что только творческий учитель, обладающий ярко выраженным индивидуальным стилем деятельности, владеющий искусством профессионального общения, педагогическими технологиями, умеющий свободно мыслить и брать на себя ответственность за решение поставленных перед ним задач, способен повысить качество школьного образования. В связи с этим назрела необходимость в систематическом и непрерывном повышении квалификации педагогических кадров, способных адекватно и эффективно решать ситуации образовательной неопределённости и осуществлять инновационную деятельность.
    Профессиональная готовность учителя к инновационной деятельности должна стать закономерным результатом получения им профессионального образования, а также при повышении квалификации и непрерывном профессиональном обучении. В связи с этим можно предположить, что система учебно-методической работы образовательного учреждения дополнительного профессионального образования в будущем должна способствовать переходу к новому типу образовательного процесса, основанного на соблюдении следующих условий:
    наличие взаимосвязи между целями, задачами, содержанием, формами, методами учебно-методической работы; вариативность возможностей повышения квалификации для педагогических работников на различных уровнях; поэтапное выстраивание процесса повышения квалификации педагогов в межкурсовой период.
    Целью курсовой подготовки является совершенствование, углубление, обновление ранее полученных и сформированных знаний и навыков в области избранной профессии. На этом этапе предполагается преобразование педагогического сознания, продвижение учителя в методологии учебного процесса, овладение методической системой инновационной деятельности.
    Осуществляя повышение квалификации в Астраханском институте повышения квалификации и переподготовки (АИПКП), педагоги не только приобретают профессиональные знания, но и делятся с коллегами своим опытом в процессе презентации наиболее интересного и полезного методического опыта, разработки педагогических проектов, участия в мастер-классах и деловых играх и т.п.
    Процесс повышения квалификации педагогов осуществляется институтом с учётом принципа непрерывности: послекурсовой период рассматривается нами как один из самых важных этапов совершенствования профессиональной квалификации педагога. Ведётся учёт инновационного опыта лидеров образования, уровня подготовленности и предыдущих форм повышения квалификации слушателей.
    Развитие педагогического мастерства, на наш взгляд, происходит, главным образом, в условиях естественной профессиональной среды. В межкурсовой период учителя применяют приобретенный опыт в практической деятельности с целью повышения качества образовательного процесса. В этот период происходит совершенствование собственной профессиональной деятельности учителя, большое внимание уделяется преобразованию учебного процесса, происходит самоопределение в выборе дидактической системы, её теоретическое осмысление.
    Как показывают исследования, самообразование признаётся основополагающим фактором профессионального роста (А.Я. Айзенберг, Л.Н. Клименко, В.Б. Новичков, В.А. Сластенин и др.). Способность к самообразованию определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного педагога, вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности и деятельности коллег. В процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию.
    Принципиально важно поддерживать в системе формирования готовности педагога к инновационной деятельности исследовательский дух и творческий поиск, совершенствуя то, что наработано, дополняя её новыми подходами и идеями. Работая над улучшением системы повышения квалификации педагогов, мы постарались учесть факторы противодействия, которые были выявлены в ходе опроса и анкетирования учителей: психологический барьер – «боязнь» нововведений; собственная инерция; разочарование из-за ранее приобретенного неудачного опыта; недостаток времени.
    Также существует противоречие между актуальным содержанием основных направлений модернизации образования и содержанием индивидуальных и групповых запросов на повышение квалификации. Нередко запросы касаются узких методических аспектов в той или иной образовательной области и не затрагивают ключевых вопросов модернизации образования (научиться составлять и решать олимпиадные задачи, познакомиться с новой технологией обработки материалов и т.п.). Это противоречие продиктовано многолетним сформировавшимся стереотипом: повысить свою квалификацию – значит получить готовые рекомендации по конкретным вопросам, которые можно автоматически использовать в своей деятельности.
    В связи с этим, на наш взгляд, одной из главных задач нашего института является превращение слушателя курсов повышения квалификации в обучающегося. Мы уверены, что только анализ педагогической деятельности, самооценивание и проектирование собственной педагогической системы, выбор вариантов разрешения проблем, которые неизбежны при переходе на новый вид деятельности, позволят учителю приобрести личностную позицию по отношению к целям, содержанию, методам обучения, определиться в соотношении обучения и развития. На этой основе возможен и выбор конкретных технологий в учебном процессе. Другими словами, от стереотипов в профессиональной деятельности учитель переходит к её проектированию.
    Особую роль  в межсессионный период играют деятельность методических консалтингов, сетевых педагогических сообществ и фокус-групп по выявлению профессиональных проблем и поиску возможных путей их решения. Они же являются для нас новой формой образования взрослых, когда идет интенсивный процесс самообразования и роста внутренней мотивации к собственному развитию. Поэтому в настоящее время преподаватели нашей кафедры работают над проблемой использования интерактивных форм повышения квалификации.
    Мы считаем, что интерактивное обучение имеет вполне конкретные и прогнозируемые результаты: повышение эффективности образовательного процесса; формирование и развитие профессиональных навыков; формирование коммуникативных навыков; развитие навыков анализа и рефлексивных проявлений; развитие навыков владения современными техническими средствами и технологиями восприятия и обработки информации.
    Одним из важных ресурсов, используемых преподавателями кафедры ЕТО является сетевой информационный образовательный ресурс – учебно-методический интерактивный комплекс, использование которого позволяет реализовать полный дидактический цикл обучения.  В настоящее время ведётся работа по освоению технологии видеоконференции, которая позволит людям видеть и слышать друг друга, обмениваться данными и совместно обрабатывать их в интерактивном режиме. Для индивидуальных консультаций мы используем не только электронную почту, но и Skype – бесплатное программное обеспечение, обеспечивающее голосовую и видеосвязь.
    Подводя итог вышесказанному, отметим, что современного педагога необходимо готовить на новой научно-методической и технической базе, построенной на высоких гуманитарных и информационных технологиях. Эти технологии должны опираться на комплекс знаний о человеке, его развитии, саморазвитии и достижениях информационных технологий. Современное образование без использования интерактивных методов и мультимедийных технологий практически не возможно.
    Категория: Статьи сборника VIII конференции | Добавил: Kafedra (03.07.2013) E
    Просмотров: 586 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]