Пятница, 26.04.2024, 20:15
Приветствую Вас Гость
Боровых В.П. Наглядные средства обучения как ресурс качества бразования в инновационном учебном заведении - Статьи сборника VIII конференции - Международная заочная НПК "Непрерыное образование - Каталог статей - Образовательный сайт
Пятница, 26.04.2024, 20:15
Приветствую Вас Гость | RSS
Форма входа
Категории раздела
Статьи сборника VIII конференции [16] Статьи сборника IX конференции [5]
Поиск
Мини-чат
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Каталог статей


    Главная » Статьи » Международная заочная НПК "Непрерыное образование » Статьи сборника VIII конференции [ Добавить статью ]

    Боровых В.П. Наглядные средства обучения как ресурс качества бразования в инновационном учебном заведении
    Стратегические цели и задачи модернизации образования нашли своё отражение в требованиях ФГОС второго поколения, в основе которого лежит системно-деятельностный подход. Основное назначение модернизации, по словам Е.В. Бондаревской, состоит в том, чтобы путём преобразования повысить качество образовательной системы и усилить её способность адекватно отвечать на вызовы времени. [1,5]
    Преобразования на наш взгляд необходимо начинать с самого учителя, профессия которого всегда на виду у обучающихся, родителей, педагогического сообщества.  Педагог нами рассматривается как ключевая фигура образовательного процесса. Именного от него зависит, по какой траектории будет происходить развитие ребёнка. Перед педагогом всегда стоит одна из наиболее важных задач отбирать содержание образования, проектировать учебно-воспитательный процесс, анализировать промежуточные и конечные результаты так, чтобы сохранять меру в стремлении сделать урок интересным, ненавязчивым, полезным для ученика, мотивировать его к конструктивной и творческой деятельности.
    Но, прежде всего, чтобы изменить что-то вокруг себя, необходимо измениться самому. Преподавать сегодня традиционными методами «чему учим, то и спрашиваем» не даёт эффективного результата, а инновационные методы обучения порой становятся не под силу нашим учителям, потому что к ним нужно много и тщательно готовиться, обладать определёнными компетенциями, уметь работать с компьютером. Компетентностный подход в обучении сегодня - не дань моде, это потребность, рождённая временем. Постоянная работа учителя над собой, повышение профессиональной компетентности многими учёными волгоградской научной школы (Н.К. Сергеев, Н.М. Борытко, В.В. Сериков, С.В. Куликова и др.) рассматривается как мотив к действию, связанный с удовлетворением осознаваемой потребности. По словам Н.М. Борытко, педагог, не испытывающий потребности в саморазвитии, не способен в своей профессиональной деятельности обеспечить развитие ребёнка. [2,32]
    К инновационным методам обучения мы сегодня относим кейс-метод, проектную и исследовательскую модель образования, где перед учителем стоит вопрос не «чему учить», а «как учить». Как учить так, чтобы опыт применения знаний и умений был приобретён не в учебной, а в реальной или приближённой к ней ситуации. Важным и актуальным аспектом образования сегодня становится не сумма знаний, а где и как эти знания применить так, чтобы была реальная польза от их применения.
    Можно использовать и «чужой» учебный материал, взятый из сети Интернет, но как можно рассчитывать на качественный результат от проведённого урока, если учитель этот материал не «прожил» сам, а на своём уроке показывает достижения другого учителя, но не себя. Даже самый хороший на первый взгляд учебный материал, требует переосмысления учителем и должен проделать путь от постановки проблемы до её решения сначала на теоретическом уровне, а затем на уровне создания материального продукта, утверждает В.В. Сериков, пройти через понимание, зачем этот учебный материал нужен ученику и что в результате это с ним произойдёт [7,7]. Прежде, чем  дать возможность понять учебный материал своим ученикам, учитель должен понимать его сам. Для этого необходимо приложить определённые усилия найти такую информацию, которая была бы не только интересной ученикам, но и полезной с точки зрения её практической ценности и значимости.
    Формирование личности ребёнка знаниями и умениями ещё никто не отменял, но сегодня роль учителя сводится к тому, чтобы учащиеся сами могли формулировать для себя цели и задачи, находить необходимые или недостающие для выполнения практических задач знания, аргументировать и отстаивать свою точку зрения, проектировать и конструировать своё будущее. Интерес к обучению наших учащихся появится только тогда, когда цели учителя и ученика будут адекватными и едиными смыслами их совместной деятельности.
    Качество образования зависит от многих факторов и, прежде всего, от правильно выбранных педагогических средств, которые позволяют наиболее аргументировано и целесообразно использовать учебный материал.  Согласно утверждениям В.В. Серикова, сущность педагогического средства определяется его назначением – способствовать достижению педагогической цели [7,6].
    Специальные исследования в научных трудах (Л.С. Выготский, П.И. Пидкасистый, Л.П. Прессман, И.М. Осмоловская, Л.В. Занков, В.В. Давыдов и др.) отводят особую роль значению наглядных средств обучения, так как они наиболее полно соответствуют особенностям восприятия и усвоения новых знаний. Любое исследование начинается с определения сущности понятий исследуемого объекта, предмета, явления, процесса. В педагогическом энциклопедическом словаре «наглядность» представлена как: 1) свойство, выражающее степень доступности и понятности психических образов объектов познания доля познающего субъекта; 2) один из принципов обучения [6,157], в словаре русского языка Ожегова С.И. наглядный – 1) совершенно очевидный из непосредственного наблюдения, 2) служит для показа [4,375], И.М. Осмоловская утверждает, что «наглядность» это показатель простоты и понятности для данного человека того психического образа, который он создаёт в результате процессов восприятия, памяти, мышления и воображения  [5,21].
    Педагогическая действительность ежедневно доказывает, что процесс обучения и воспитания проходит эффективнее, если рёбенок не только слышит, но и видит то, что ему интересно к познанию. Достаточно вспомнить о том, как одним из наиболее прогрессивных, используемых и сегодня методов обучения, является наглядность, сформулированная ещё в XVIIв. Я.А. Коменским. Он считал, что без наглядных методов полноценное обучение невозможно. На конкретных примерах он показал, как наглядный материал помогает учителю создать  у учащихся правильное представление о том, или ином предмете, явлении, процессе, когда при этом рождается не знание, а способность к знанию. [3,153]
    Ещё несколько лет назад от учителей можно было услышать, что в кабинете нет достаточного количества учебных пособий (таблиц, плакатов, макетов, моделей, оборудования для демонстрационного эксперимента и т.д.). Сейчас, благодаря компьютерам, интерактивным доскам, проекторам они есть. Использование электронных средств в методах обучения является приоритетным направлением обусловленным требованиями к качеству образования. Всё большую популярность приобретает сегодня дистанционное обучение. Мультимедийный урок сегодня уже - не редкость.  Но каждый учитель должен помнить, что важнейшим условием эффективности использования наглядных методов обучения является применение их только тогда, когда это необходимо для решения конкретных дидактических задач. Наилучшему восприятию учебного материала должно способствовать создание определённых условий. Во-первых, демонстрируемый материал должен быть хорошо виден всем участникам учебно-образовательного процесса, во-вторых, их использование не должно вызывать затруднений ни у учителя, ни у учеников, и наконец, в-третьих, и это важно, прежде чем демонстрировать определённый дидактический материал, учитель должен предварительно ознакомить учащихся, подготовить их к тому, что они должны увидеть.
    Конечно, наглядные методы обучения, как утверждает И.М. Осмоловская, это не универсальное средство решения всех проблем в образовании, но оно занимают своё место в учебном процессе, и выполняет свои дидактические функции. Избыток наглядных методов обучения, как и их недостаток, снижает эффективность образовательного процесса. Во всём нужна мера и это зависит уже от самого педагога. Там, где это необходимо, они должны обязательно использоваться [5,4]. 
    Используя современные компьютерные технологии можно статические модели иллюстраций представить в динамике, т.е. в движении, недостающий учебный материал в учебниках показать на экране. В этом случае уместна китайская пословица, которая  гласит: «ты расскажи мне и я забуду, покажи – и я запомню». Наглядность – один из важнейших дидактических принципов обучения. Трудно описать словами какой-либо предмет, процесс или явление, проще его показать, когда зрительная память ребёнка гораздо быстрее возвращает его к однажды увиденному. Наглядность должна способствовать формированию представлений о сущности, роли и значении предмета, явления или процесса в жизни человека. Безусловно, дидактический принцип наглядности никто не отрицает, до сих пор он является ведущим в обучении, но его, как и в познании, следует понимать шире, чем возможность зрительного восприятия [8,4] .
    Можно с уверенностью утверждать, что средства наглядности обретают новую функцию, которая управляет познавательной деятельностью. В целом это соответствует требованиям ФГОС в контексте системно-деятельностного подхода в обучении. Используя наглядные методы обучения, можно подводить учащихся к необходимости обобщать, учить применять полученные знания на практике. Однако задача использования наглядности не сводится лишь только к тому, чтобы создать у учащихся образные представления. Необходимо помнить при этом, что одним из важных требований использования наглядных методов обучения является их эффективность. Эффективными они станут тогда, когда их использует компетентный учитель. Нельзя представить себе современного учителя, у которого в руках нет других средств обучения, кроме учебника.
    Как известно использование форм наглядности, которые в достаточной степени не только дополняют словесную информацию, но и сами выступают носителями информации, представляет собой повышение степени мыслительной активности учащихся. Наглядность содействует выработке у учащихся эмоционально-оценочного отношения к сообщаемым учителем знаниям.  Проводя самостоятельно опыты, ученики могут убедиться в истинности приобретаемых знаний, в реальности тех явлений и процессов, о которых им сообщает учитель. Уверенность в истинности полученных сведений, убеждённость в знаниях делают их осознанными, прочными, личностно значимыми. Принято считать, что средства наглядности повышают интерес к знаниям, делают более лёгким процесс усвоения новых знаний, поддерживают внимание ребёнка.
    Как известно, выбор одной их форм сочетания наглядности зависит от учебных задач, поставленных на урок учителем. В одном случае наглядность выступает как  источник нового знания, в другом – опорой для осознания связей между фактами, явлениями недоступных непосредственному наблюдению, а слово учителя в этом случае побуждает ученика к наблюдению и направляет на осмысливание, истолкование сделанных наблюдений, в – третьих, для обобщения и повторения изученного, когда наглядность выполняет роль источника знаний при организации самостоятельной работы творческого, исследовательского характера. При формировании представлений основное место отводится образной наглядности. Наиболее простой, распространённый, доступный и понятный её вид – слайды презентации. Картинки на слайдах учителем могут быть заимствованы как из учебника или Интернета, когда он обращается к изложению определённых фактов, чтобы все ученики участвовали в обсуждении, так и созданных самостоятельно при помощи стандартных графических компьютерных программ (Adobe Photoshop, Paint).
    Необходимо отметить, что использование наглядных средств обучения даст необходимый качественный результат  только когда:
    -          наглядность (презентация, макет, модели, схемы и таблицы) осмысливаются учащимися под руководством учителя;
    -        все наглядные средства используются учителем на уроке в органической связи со всем учебным материалом урока и строго подчинены его целевой установке;
    -        наглядность помогает решить учителю целый ряд познавательных задач, направленных на практическую значимость полученных знаний.
    Таким образом, воздействуя на органы чувств (зрительные, слуховые и т.д.) средства наглядности обеспечивают  разностороннее,  полное формирование какого-либо образа, понятия  и  тем  самым  способствует  более прочному усвоению знаний, пониманию связи научных знаний с жизнью. Китайская пословица «Скажи мнеи я забуду. Покажи мнеи я запомню. Вовлеки меняи я научусь» будет всегда актуальна, потому что с детских лет ребёнок научился познавать окружающий его мир глазами. Средства  наглядности  повышают  интерес  к  знаниям,  делают  более  легким процесс усвоения, поддерживают  внимание  ребенка. Закономерно говорить о том, что любое дидактическое средство, используемое учителем на уроке, должно иметь меру и пропорцию определяемую закономерностью обучения. Достаточно много примеров  тому, когда отсутствие или недостаточность средств наглядности снижает качество знаний за счёт снижения познавательного интереса и затруднения понимания образного восприятия учебного материала. Однако следует отметить и такой факт, когда перенасыщенность наглядных средств превращает урок в увеселительное мероприятие. Прежде чем отобрать для урока необходимый наглядный материал, необходимо продумать место его применения в зависимости от его дидактических возможностей. Успех развития ребёнка зависит от того, станут ли для него показанные нами дидактические фрагменты движущими мотивами.
    Неоспоримый факт и тот, когда мы говорим, что ученик должен прийти на урок и взять то, что ему так необходимо, а учитель должен создать условия, чтобы помочь это сделать своему ученику.
    Подводя итог, можно сказать, что наглядных средств на уроке всегда будет не хватать, но если их нет, то учитель должен создать их. Ученик не вправе не знать о том, что учитель ему не может показать.  Мы живём в постоянно меняющемся мире. Требования, предъявляемые вчера, сегодня становятся не актуальны и от того, на сколько мы педагоги сегодня готовы к этим переменам, будет зависеть, готовность учителя использовать с ориентацией на новое качество образования любые средства, наглядные в том числе.
     
     
    Литература
    1.            Бондаревская Е.В. К новому типу теоретико-методологической и практической воспитательной деятельности в высшей профессиональной школе. Воспитание гражданина, человека культуры и нравственности – основа социальной технологии развития современной России. Материалы IVМеждународного педагогического форума. Том II.Ростов-на-Дону: «Дониздат», «Булат», 2012. – 320 с.
    2.            Борытко Н.М. Педагогика: учебник для студ. пед. специальностей вузов: В 2 ч./Н.М. Борытко, И.А. Соловцова, А.М. Байбаков; под общ. Ред. Н.М. Борытко. – Волгоград: ТЦ «Оптим», 2007. – Ч.1 – 256 с.
    3.            Лордкипанидзе Д.О. Ян Амос Каменский. Изд.2-е. /науч. ред. А.И. Пискунов, М.: «Педагогика», 1970. – 439 с.
    4.            Ожегов С.И. Словарь русского языка:70000 слов /Под ред. Н.Ю. Шведовой. – 22 изд., стереот. – М.: Рус.яз.,1990. – 921с.
    5.            Осмоловская И.М. Наглядные методы обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /И.М. Осмоловская. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 192 с.
    6.            Педагогический энциклопедический словарь /Гл.ред. Б.М. Бим – Бад; Редкол.: М.М. Безруких, В.А. Болотов,  Л.С. Глебова и др. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. – 528 с.
    7.            Сериков В.В. Поиск эффективных педагогических средств решения образовательных задач в контексте компетентностного подхода к обучению. Проблемы реализации компетентностного подхода в образовании: от теории к практике: материалы Региональной научно-практической конференции 26 января 2011 г. В 4-х ч. Ч.1. – Волгоград, «Колледж», 2011. – 180с.
    8.            Средства обучения и методика их использования в начальной школе: Книга для учителя /Г.Ф. Суворова, Я.В. Владимиров, А.В. Полякова и др..; Под. Ред.Г.Ф. Суворовой. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1990. – 160 с.
    Категория: Статьи сборника VIII конференции | Добавил: Kafedra (03.07.2013) E
    Просмотров: 1354 | Рейтинг: 5.0/1
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]