Важным событием для нашей школы является переход на федеральный
государственный образовательный стандарт нового поколения. В наше время, как
никогда ранее, на первый план вышла проблема развития интеллектуального
потенциала вообще и отдельных личностей в частности. Высокие технологии,
быстрыми темпами овладевающие всеми сторонами нашей жизни, требуют, чтобы
сегодняшний выпускник школы был не только вооружен основами фундаментальных
знаний в важнейших отраслях человеческой деятельности, но и смог самостоятельно добывать знания и адекватно
оценивать результаты своей деятельности. Вместо простой передачи знаний,
умений, навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования
становится развитие личности ученика, его способности самостоятельно ставить
учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои
достижения, иначе говоря – формировать умение учиться. Учащийся должен сам
стать «архитектором и строителем» образовательного процесса, уметь
анализировать информацию, сотрудничать и выражать свои идеи, пользуясь
постоянно меняющимся набором технологий. Эти современные процессы могут
получить эффективное развитие только в условиях становления системы образования,
ориентированной на новые образовательные результаты, которые нашли свое
отражение в ФГОС второго поколения [1].
Стандарт второго поколения ориентирован на результаты образования,
которые подразделяются на три группы.
Первая – Личностные результаты.
Это готовность и способность учащихся к саморазвитию, сформированность
мотивации к обучению и познанию, ценностные установки обучающихся, социальные
компетенции, личностные качества [2].
В педагогической деятельности
встречаются определённые недостатки и трудности организации самостоятельной
работы на уроке. Поэтому рассмотрение важнейших сторон самостоятельной работы
учащихся в процессе обучения является актуальной задачей обучения и воспитания.
В предыдущей своей статье мы знакомили педагогическую общественность о теме
своего исследования: «Методика организации
самостоятельной работы учащихся на уроках технологии» (на примере раздела
«Конструирование и моделирование юбки») был выбран неслучайно, т.к. именно на этом разделе наиболее результативно, на
наш взгляд, будет применение системно-деятельностного подхода, который является методологической основой
стандартов общего образования нового поколения.
Таким образом, предмет
исследования нашего исследования –
самостоятельная работа учащихся, а объект исследования – учебный процесс
на уроках технологии по разделу «Конструирование и моделирование юбки».
В основе Стандарта лежит системно-деятельностный
подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих
требованиям информационного общества, задачам построения демократического
гражданского общества на основе диалога культур. Чтобы решать эти задачи,
каждому педагогу школы важно понять, ЧТО, ЗАЧЕМ и КАКИМ ОБРАЗОМ изменить в
своей деятельности [3]. Каждому учителю
надо ознакомиться с инновационными процессами в образовании,
которые ставят перед педагогами задачи:
- изучить
деятельностную парадигму образования как важнейшего условия реализации ФГОС;
- изучить типологию
уроков при деятельностном подходе к обучению;
- применять новый тип методической продукции «Технологическая
карта организации учебного процесса». В процессе подготовки к новому учебному
году, к планированию уроков в 5 классе, нами изучены методические рекомендации
кафедры технологии УИПКПРО, опыт коллег
в печати. Опираясь на опыт Л.Кожуриной, нами использован «конструктор для создания урока».
Реализовать задуманное нам позволит:
1.
Большой просторный кабинет технологии, который расположен в
отдельном здании, что дает возможность организовать занятия по дополнительному
технологическому образованию.
2.
Опыт работы по дополнительному образованию по организации поисково-исследовательских работ.
Однако,
есть и проблемы:
1.
Кабинет технологии не обеспечен компьютером.
2.
Нет ещё опыта работы по новым ФГОС.
В процессе работы нам предстоит решить
следующие задачи:
1.
Изучить в педагогической литературе
особенности организации самостоятельной работы учащихся в условиях внедрения ФГОС.
2.
Рассмотреть влияние дидактического обеспечения на самостоятельную
работу учащихся.
3.
Апробировать авторский опыт организации самостоятельной работы
учащихся на уроках технологии в МОУ Троицко-Сунгурская СОШ Ульяновской области.
4.
Сформулировать педагогические условия организации данного
вида деятельности и реализовать их на практике.
Литература
1.
http://conference.osu.ru/assets/files/conf_info/conf7/S28.pdf
[Электронный ресурс]
2.
Барышева, О.И. Введение
ФГОС в школах: проблемы, поиски, решения.
Интеграция общего,
профессионального и дополнительного образования в условиях модернизации
образования и введения ФГОС
[текст].
3.
Максименкова, Н.В. http://moosh4.ucoz.ru/documents/doklad0302.html
[Электронный ресурс]. Доклад «Переход на ФГОС нового поколения. Проблемы и
пути решения» Зам. директора по УВР.
4.
Солодкова, М.И. Проектирование
уроков деятельностной направленности в образовательном процессе начальной школы
[текст] / О. В. Петрова, Т. П. Савушкина
// Сборник материалов. – Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2011.
5.
Кожурина, Л.
Педагогическое творчество: мотивы и препятствия [текст] // Первое сентября. –
2013. – №5.– С. 24-26. |