Среда, 24.04.2024, 00:26
Приветствую Вас Гость
Гаруля Н. А. Сущностные характеристики учебно-методического комплекса по предмету «Трудовое обучение» - Статьи сборника VIII конференции - Международная заочная НПК "Непрерыное образование - Каталог статей - Образовательный сайт
Среда, 24.04.2024, 00:26
Приветствую Вас Гость | RSS
Форма входа
Категории раздела
Статьи сборника VIII конференции [16] Статьи сборника IX конференции [5]
Поиск
Мини-чат
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Каталог статей


    Главная » Статьи » Международная заочная НПК "Непрерыное образование » Статьи сборника VIII конференции [ Добавить статью ]

    Гаруля Н. А. Сущностные характеристики учебно-методического комплекса по предмету «Трудовое обучение»
    В белорусской научно-методической литературе существует незначительное количество работ ученых, касающихся проблемы УМК по учебному предмету «Трудовое обучение». В целом, рассматриваются только узкие частные аспекты вопроса, характеризуется актуальность разработки комплекса, даются рекомендации, описываются регламентирующие положения о функциях учебно-методического обеспечения предмета и пр. Все это не дает четких представлений о сущностных характеристиках УМК по трудовому обучению, его составе, структуре, теоретических основах разработки и пр.
    Проведенный нами анализ научной и методической литературы позволил установить, что предпосылкой к оформлению идеи разработки современных УМК явились те же обстоятельства, которые на протяжении всего исторического процесса вызывали необходимость совершенствования отдельных средств обучения. А именно - выдвижение новых методов обучения или их совершенствование исходя из социокультурных изменений и доминирующих целей образовательного процесса.
    Результаты анализа современного состояния проблемы средств обучения трудовому обучению и их экспериментальной проверки актуализируют целесообразность поиска дидактических аспектов разработки комплексного средства обучения - УМК, обеспечивающего условия для реализации современных предметных целей, максимально использующего достижения новых и традиционных педагогических технологий.
    Анализируя взгляды современных ученых на сущность УМК, мы попытались выделить общее свойство УМК, а именно то, что это некая система средств обучения. Одни ученые поясняют, что данная система должна быть предназначена для конкретного предмета. Вторые уточняют, что составляющие УМК обязательно должны находиться в неразрывных связях, дополнять друг друга и видят целевую направленность УМК в реализации образовательных целей, давая тем самым обобщенное представление о назначении УМК.
    Из определения, более соответствующего современным образовательным тенденциям следует, что УМК представляет собой систему, характеризующуюся неразрывными связями между его составляющими, т.е. комплексностью. Справедливо также требование проектирования УМК единым авторским коллективом и в единой логике, т.к. лишь в этом случае все компоненты будут работать на реализацию общей цели и не обретут роль случайных. В связи с широко внедряющимися в образовательную систему современными технологиями обучения, УМК, несомненно, должен их реализовывать, т.е. в его состав, наряду с традиционными, войдут и электронные средства обучения.
    Выделим на основе проведенного исследования ключевую формулировку: Учебно-методический комплекс - это система взаимосвязанных и взаимодополняющих средств обучения по конкретному предмету, проектируемая единым авторским коллективом в единой научной логике, в соответствии с выбранным дидактическим процессом, реализующая современные технологии обучения, характеризующаяся направленностью на поэтапное обеспечение осмысленной и продуктивной деятельности учащихся и оргуправленческой деятельности педагога, достаточных для реализации целей и содержания образовательного стандарта.
    На основании вышеизложенного можно установить, что УМК представляет собой системообразующую согласованную целостность взаимосвязанных и взаимодополняющих средств обучения, так как:
    1)      Разнотиповые возможности воздействия средств обучения на обучаемых и ограниченность отдельно взятого средства в решении поставленных учебно-воспитательных задач обусловили необходимость их применения в определенных взаимосвязях, где в конкретной ситуации происходит методическое согласование определенных составляющих комплекса средств для достижения конкретной цели.
    2)      УМК характеризуется целостностью, т.к. между его компонентами существуют согласованные взаимосвязи. Это значит, что функции УМК невозможно свести к сумме функций его компонентов. Все компоненты, их взаимосвязи внутри УМК зависят от структурного принципа организации целого и при изменении либо удалении одного из компонентов нарушается вся система в целом, что отразится непосредственно на реализации поставленной цели. Это обосновывает необходимость проектирования УМК единым авторским коллективом, в единой научной логике, когда планомерно подуманные функции составных компонентов комплекса, находящихся в конкретных взаимоотношениях, взаимосвязях (взаимодополняя, а не во взаимозамена), будут способствовать достижению общей цели применения УМК, в логике идеи авторского коллектива.
    Современный этап общественного развития обусловил внедрение в образовательный процесс современных технологий обучения, т.е. системы инновационных методов, приемов, организационных форм обучения и прочее, реализация которых предполагает использование электронных ресурсов. Они обладают большой информативностью, позволяют глубже проникнуть в суть изучаемых процессов и явлений, повышают наглядность обучения, интерактивность, усиливают эмоционально-чувственное восприятие учебного материала, способствуют разнообразию практической деятельности обучающихся, интенсификации учебно-воспитательного процесса. Это определяет необходимость их включения в состав УМК как одного из средств реализации современных технологий обучения.
    Современные образовательные технологии, используемые на кафедре, можно суммировать в 3 группы: а) информационные технологии; б) игровые технологии; в) технологии активного взаимодействия.
    Использовать информационные технологии в процессе обучения студентов позволяет наличие электронных учебно-методических комплексов (ЭУМК), которые, включают в себя:
    1. Исходные нормативные документы (образовательный стандарт, учебная и рабочая программа).
    2. Учебник и учебное пособие на электронном носителе (копия учебников и пособий).
    3. Курс лекций или конспект лекций (электронная копия конспекта или курса лекций).
    4. Учебно-методические материалы (планы и задания к семинарским, практическим и лабораторным занятиям, учебно-методические пособия, методические рекомендации для проведения практических, лабораторных и др. занятий).
    5. Видео и аудиоматериалы.
    6. Распределенный комплекс контроля знаний, умений и навыков.
    7. Прохождение педагогической практики.
    В образовательном стандарте отражаются требования к знаниям и умениям по дисциплине. Должно быть показано, что выпускник должен знать, уметь характеризовать, анализировать, какие навыки и качества он должен приобрести, а также минимум содержания образовательной программы по курсу.
    Учебная программа (рабочий вариант) формируется на основе образовательного стандарта по дисциплине. Она определяет содержание, объем и уровень усвоения знаний материала, состав и структуру методов познания, задает требования к уровню профессионального становления студента, включает методические указания для студентов по рациональной технологии усвоения учебного материала. Позволяет самостоятельно обучающемуся и порой не имеющему должных навыков студенту ориентироваться в научной информации, предлагаемой ему вузом. В электронных УМК пункты программы могут быть связаны ссылками с соответствующими частями академического текста.
    Электронные копии учебников или лекций – компьютерная верстка в тестовом процессоре WORD традиционных учебных изданий.
    Электронное учебное издание (ЭУИ) для изучения педагогических дисциплин – электронная обучающая система комплексного назначения, обеспечивающая непрерывность и полноту дидактического цикла процесса обучения, дающая возможность в диалоговом режиме, как правило, самостоятельно освоить учебный курс или его раздел с помощью компьютера – строится по модульному принципу с открытой архитектурой.
    ЭУИ должно содержать, по возможности, три составляющих:
    - информационно-демонстрационную – для предъявления учебной информации четырех уровней (1 – в вербализованной форме, т.е. только тексты; 2 – в вербализованной и невербализованной, т.е. образной форме статичной двух- и трехмерной графики; 3 – мультимедиа в виде трехмерной динамичной графики, видео- и аудио, анимации и лишь частично в вербализованной форме; 4 – виртуальной реальности);
    - практическую – для отработки заданий, с помощью которых закрепляются полученные знания, умения и навыки на репродуктивном или на продуктивном уровнях;
    - диагностическую – для контроля знаний.
    Хрестоматия включает публикации классиков, известных ученых по материалу дисциплины, изложение отличных от общепринятых взглядов на проблемы учебной дисциплины авторов, описание классических экспериментов, новейшие публикации.
    Рабочая тетрадь предназначена для краткого изложения вопросов учебного материала, ориентированного на формирование методов познания и деятельности; организации самостоятельной работы студента по выполнению заданий текущего контроля и решению задач итогового контроля.
    Курс или конспект лекций предназначены для полного или краткого изложения структурированного на модули и блоки учебного материала дисциплины, обеспечения оперативного самоконтроля, а также управления познавательной деятельностью студентов с использованием результатов контроля и возможностей других элементов учебно-методического комплекса.
    Планы и задания к семинарским, лабораторным и другим занятиям позволяют каждому студенту в группе работать самостоятельно на основе имеющихся знаний по предмету и своих индивидуальных познавательных способностей, учитывая характер, темперамент и т.д. Проводить практические занятия на основе уровневой дифференциации.
    Видеоматериалы включают лекции по учебной дисциплине как в целом, так и по отдельным наиболее трудным ее разделам, демонстрации проведения экскурсий, уроков в школе, музеев, фрагменты кинофильмов, презинтации и т.д.
    Аудиоматериалы представляют различные учебные и производственные проблемные ситуации по материалам учебного курса, могут включать тексты для языковой подготовки, выступления ученых и политиков.
    Распределенный контрольно-тестирующий комплекс должен включать в себя определение исходного уровня подготовки обучаемого, материалы для самоконтроля (как общие, так и детальные тесты).
    Таким образом, в настоящее время, организация преподавания в высшей школе невозможна без использования современных образовательных технологий, которые составляют основу компетентностного подхода к подготовке специалиста, а УМК должен активно влиять на становление всех составляющих трудового обучения, способствуя обеспечению условий для реализации целей преподавания учебного предмета.
     
     
     
     
     

     

     

     

    Категория: Статьи сборника VIII конференции | Добавил: Kafedra (29.07.2013) | Автор: Гаруля Н.А. E
    Просмотров: 831 | Рейтинг: 4.0/1
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]