Четверг, 28.03.2024, 14:54
Приветствую Вас Гость
Пережогина М.В. Программа «Вдохновение» как инструмент социализации младших школьников в условиях внедрения ФГОС нового поколения - Статьи сборника VIII конференции - Международная заочная НПК "Непрерыное образование - Каталог статей - Образовательный сайт
Четверг, 28.03.2024, 14:54
Приветствую Вас Гость | RSS
Форма входа
Категории раздела
Статьи сборника VIII конференции [16] Статьи сборника IX конференции [5]
Поиск
Мини-чат
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Каталог статей


    Главная » Статьи » Международная заочная НПК "Непрерыное образование » Статьи сборника VIII конференции [ Добавить статью ]

    Пережогина М.В. Программа «Вдохновение» как инструмент социализации младших школьников в условиях внедрения ФГОС нового поколения
    Социализация, т.е. процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для успешного функционирования в данном обществе, охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает способность участвовать в социальной жизни. Образование как социальное явление полностью зависит от требований общества в тот или иной исторический период. Современное общество требует от человека не только политехнизма знаний, высокого культурного уровня, глубокой специализации в отдельных областях науки и техники, прочных "знаний, умений и навыков" в учебной деятельности, но и умения жить, сосуществовать в обществе. Основными параметрами личностного развития ребенка на сегодняшний день можно считать его ориентацию на общечеловеческие ценности, гуманизм, интеллигентность, креативность, активность, чувство собственного достоинство, независимость в суждениях.
    Начальные классы МБОУ лицея №120 г.Челябинска работают по развивающей системе Занкова, что помогает в организации и внеурочной деятельности учащихся. В период реализации новых ФГОС администрация лицея, учителя начальной школы, учителя технологии и руководители творческих объединений разработали программу проб творческих наклонностей младших школьников «Вдохновение». Программа содействует реализации основных направлений внеурочной деятельности:
    ·        художественно-эстетическое,
    ·        общественно-полезная деятельность,
    ·        проектная деятельность
    и соответствует таким видам деятельности, как познавательная, проблемно-ценностное общение, художественное творчество, социальное творчество, трудовая деятельность. Осуществляют реализацию программы учителя технологии высшей категории, педагоги дополнительного образования.
    Цель программы: социализация младшего школьника, раскрытие его индивидуальности  в условиях досугового объединения средствами декоративно-прикладного творчества.
              Задачи программы:
    ·                   расширение общего и художественного кругозора детей, обогащение эстетических чувств и развитие у школьников художественного вкуса;
    ·                   приобщение к народным традициям в рукоделии;
    ·                   развитие регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий;
    ·                   тренировка сенсорных способностей, развитие мелкой моторики рук ребёнка.
           Возникла программа на основе социального заказа родителей учащихся. Опрос, проведённый в начале учебного года, выявил их большую заинтересованность в творческом развитии детей. Несмотря на то, что на уроках технологии учащиеся начальной школы обучаются работе с различными материалами (бумага, фольга, гофрокартон, солёное тесто, глина, природные материалы и др.)  и знакомы с множеством техник (вышивка, бисероплетение, оригами, батик и т.д.),  некоторые новые техники, которым хотят обучиться дети, не вписываются в рамки учебной программы. На общешкольном собрании для родителей учащихся 2-5 классов была проведена презентация программы с проведением мастер-классов, были предложены на выбор 12 декоративно-прикладных техник:
    Скрапбукинг.  Учащиеся овладевают основными навыками этой техники в процессе изготовления одной или нескольких открыток или страниц личного(семейного) альбома.
    Квиллинг.    Каждый ребёнок под руководством учителя создаёт эскиз композиции из  скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги и воплощает идею в жизнь.
    Мыловарение. Дети осваивают навыки работы с мыльной основой и всевозможными добавками, изготавливают свои варианты продукта.
    Фелтинг (фильцевание).В процессе сухого валяния из  шерсти    дети создают рисунок на ткани или войлоке, объемные игрушки, панно, декоративные элементы, предметы одежды или аксессуары.
    Ткачество. Дети приобретают навыки работы на ткацком станке, изготавливают несложные изделия по своим эскизам.
    Оригами.    Осваивая эту технику, школьники создают игрушки, сувениры, коллективные проекты.
    Пэчворк.    Детьми изготавливаются несложные изделия – прихватки, сумочки-косметички, салфетки, настенные панно.
    Бисероплетение.   Ребятами выполняются небольшие сувениры, брелоки для ключей, украшения.
    Декупаж.  В этой технике детьми оформляются любые личные вещи: зеркальца, расчёски, тарелки, одежда, головные уборы и т.д.
    Холодный батик.    Школьники учатся оформлять панно, косынки или шарфики в этой технике.
    Художественная обработка кожи.    Выполняются элементы дизайна интерьера, одежды, фурнитуры, украшения (браслеты, серьги, кулоны, подвесы, пояса).
    Мозаика.    Работая с разноцветными  камнями, смальтой, керамическими  плитками  и другими  материалами, дети выполняют подставки под горячее, под канцелярские принадлежности, украшают цветочные горшки, тарелки.
    Все техники помогают активно развивать мелкую моторику рук ребёнка, приобщают к народным традициям, знакомят с ремёслами, помогают осваивать азы геометрии и начертательных навыков, могут стать семейным объектом творчества.
    На основании заявлений родителей каждый руководитель творческой мастерской формировал небольшие группы учащихся, которые осуществляют свою деятельность во внеурочное время по особому расписанию. Работа в таких микрогруппах как нельзя лучше позволяет осуществить индивидуальный подход к каждому. Ребёнок учится общению в разновозрастном коллективе, не ограниченном рамками класса, учится добывать недостающую информацию по интересной для него теме, генерирует идеи для дальнейшей самостоятельной работы.  Основной формой общения становится творческая деятельность и деловое общение учителя и ученика, что создаёт возможность для передачи норм общей и технологической культуры, развития творческой рефлексии, освоения новых для учеников культурных образцов. Главная задача учителя – создать определённую образовательную среду, в которой личность ученика поставлена в условия необходимости саморазвития.
    Знакомство с любой  техникой предполагает работу в течение 4-8 часов и обязательное выполнение небольшого объекта труда. Краткосрочный проект может быть индивидуальным и (или) коллективным. Лучшие работы представлены на  выставках и конкурсах декоративно-прикладного творчества различного уровня, традиционных сессиях лицея по защите творческих проектов учащихся. Но главное – это  то, что каждыйребёнок может попробовать свои силы в освоении любой техники (что можно  назвать своеобразными профессиональными пробами). У него развивается активность, образное мышление, фантазия, креативность, высвобождается творческая энергия.
    Мы считаем, что программа «Вдохновение» полностью соответствует  интересам всех участников образовательного процесса и социальным ожиданиям в сфере образования в условиях внедрения ФГОС нового поколения.
     
    Категория: Статьи сборника VIII конференции | Добавил: Kafedra (03.07.2013) E
    Просмотров: 447 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]