Главной задачей современных российских
образовательных учреждений является обеспечение качественного образования на
основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и
перспективным потребностям личности, общества и государства. При этом на первое
место выдвигается воспитание в каждом ребёнке высокой духовной культуры,
толерантности, качеств патриота, гражданина, развитие в нём творческой
личности, гуманистических начал [1, c.8]. Задача школы с
многонациональным составом учащихся – обучить и воспитать полноценного
гражданина России, уважающего её культурные и духовные ценности, и, в то же
время, остающегося членом своего этнического сообщества, не забывающего язык,
обычаи отцов и дедов. Лучшие и главные духовные и нравственные ценности носят
общечеловеческий характер, они не противоречат друг другу и не сталкиваются
между собой. И потому, тот, кто их учит, должен уважать и любить как свой, так
и другие народы [2, c.15].
Поэтому темой методического самообразования мною взята
«Использование национального компонента в содержании технологического
образования школьников».
Объектом исследования выступают классы с изучением родного
языка и культуры.
Предмет исследования: использование
национального компонента на уроках технологии в различных разделах программы.
Перед собой мы поставили и реализуем следующие задачи:
1.
Провести анализ конституционно-правовой,
психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме национального
образования.
2.
Изучить опыт коллег по реализации образовательных и
воспитательных задач технологического образования подрастающего поколения с
опорой на изучение культур народов Поволжья
и адаптировать лучшее в условиях
МБОУ СОШ № 55 г. Ульяновска.
3.
Выявить и определить условия, способствующие реализации
национального компонента в технологическом образовании школьников (общие,
частные, специфические).
Актуальность темы обусловлена тем, что
среди общих целей Концепции обучения и
воспитания граждан Российской Федерации школьного возраста и требований ФГОС
важное место занимает процесс, направленный на целостное формирование и
развитие личности ребенка, он предполагает становление отношения к Родине, ее
истории, национальным традициям, обществу, коллективу, людям, труду, своим
обязанностям и самому себе.
Программа по технологии согласно ФГОС нового поколения позволяет
по-своему структурировать учебный материал, дополнять его новыми сюжетными
линиями, перераспределять часы для изучения отдельных разделов и тем в
соответствии с имеющимися социально-экономическими условиями, национальными
традициями, учебно-материальной базой образовательного учреждения, с учётом
интересов, потребностей и индивидуальных способностей обучающихся [3, c.3].
Одна из
главных позиций современной школы – это опора на национальную культуру и
народное творчество. Народное творчество – сильнейшее средство воспитания
чуткого отношения к красоте и смыслу мира человека [4, c.10].
Искусственно созданная «красота» промышленных предметов
быта не смогла вытеснить основное и проверенное вековым опытом народное
декоративно-прикладное искусство и народные промыслы.
Анализируя
программу «Технология», в том числе и с учётом
ФГОС нового поколения, нами выделен раздел «Художественные ремесла» в
5-7 классах. Сюда входят: вышивка, вязание, лоскутная пластика и т.д. Учитывая
то, что у нас есть классы с изучением родного языка и культуры, используются
элементы национального народного орнамента, национальная вышивка. Кратко
остановимся на тех темах 5 класса, в которых мы успешно реализуем национальный
компонент. При изучении темы «Декоративно-прикладное искусство» изучаются
традиционные и современные виды декоративно-прикладного искусства России:
узорное ткачество, вышивка, кружевоплетение, вязание, роспись по дереву,
роспись по ткани, ковроткачество. Осуществляется знакомство с творчеством народных
умельцев своего края /области/. Демонстрируются приемы украшения праздничной
одежды в старину: отделка изделий вышивкой, тесьмой; изготовление сувениров к
праздникам.
При
изучении темы «Основы композиции и законывосприятия цвета при создании
предметовдекоративно-прикладного искусства» учащиеся знакомятся с понятиями
композиции и орнамента, с символикой в орнаменте, изучают применение орнамента
в народной вышивке и цветовые сочетания в орнаменте.
В
завершении раздела «Художественные ремесла» учащиеся изготавливают образцы
лоскутных узоров, а затем проектные изделия в технике лоскутного шитья (по
выбору с использованием народного орнамента)
[5, c.149].
Изделия декоративно-прикладного творчества, которые видят
и изготавливают дети своими руками, раскрывают перед ними богатство культуры
народа, помогают им усвоить нравы, обычаи, передаваемые от поколения к
поколению, учат понимать и любить прекрасное.
Вся работа, проводимая в течение многих лет, дает определенные
результаты. Все уроки и мероприятия способствуют развитию личности, воспитывают
чувство ответственности за порученное дело, помогают выявить способности,
подготовить учащихся к трудовой деятельности, также воспитывают чувство дружбы
у детей к народам разной национальности, учат понимать и ценить их культуру.
Проблема
национального обучения и воспитания заключается не только в познании, овладении
учащимися определенных умений и навыков при изготовлении изделий народного
творчества, предметов быта, национальных блюд, а так же затрагивает такие глобальные
вопросы, как совершенствование познавательных мотивов к изучению традиций,
истории и культур разных народов. Именно
поэтому исследование данной темы является актуальным и требует постоянного
изучения и развития.
Литература
1.
Концепция
содержания образования по образовательным областям. Аналитический доклад.
Всероссийская научно-практическая конференция «Проблемы совершенствования
содержания общего среднего образования» [текст]. – М., 2010.
2.
Кузнецов, А.А.
Проблемы оценки достижения требований образовательных стандартов [текст]. –
Вологда, 2010.
3.
Тищенко, А.Т.,
Синица, Н.В. Технология [текст]: программа: 5-8 классы. – М.: Вентана-Граф,
2012.
4.
Швецова, Л.В.
Приемы воздействия на национальную сферу учащихся [текст]. – М.: Просвещение,
2007.
5.
Синица, Н.В.,
Симоненко, В.Д. Технология. Технология ведения дома: 5 класс [текст]: учебник
для учащихся общеобразовательных учреждений – М.: Вентана-Граф, 2012.
|