Вторник, 20.10.2020, 18:29
Приветствую Вас Гость
Семкина В.Ф. Использование национального компонента в содержании технологического образования школьников - Статьи сборника VIII конференции - Международная заочная НПК "Непрерыное образование - Каталог статей - Образовательный сайт
Вторник, 20.10.2020, 18:29
Приветствую Вас Гость | RSS
Форма входа
Категории раздела
Статьи сборника VIII конференции [16]Статьи сборника IX конференции [5]
Поиск
Мини-чат
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Каталог статей


    Главная » Статьи » Международная заочная НПК "Непрерыное образование » Статьи сборника VIII конференции [ Добавить статью ]

    Семкина В.Ф. Использование национального компонента в содержании технологического образования школьников
    Главной задачей современных российских образовательных учреждений является обеспечение качественного образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. При этом на первое место выдвигается воспитание в каждом ребёнке высокой духовной культуры, толерантности, качеств патриота, гражданина, развитие в нём творческой личности, гуманистических начал [1, c.8]. Задача школы с многонациональным составом учащихся – обучить и воспитать полноценного гражданина Рос­сии, уважающего её культурные и духовные ценности, и, в то же время, остающегося членом своего этнического сообщества, не забывающего язык, обычаи отцов и дедов. Лучшие и главные духовные и нравственные ценности носят общечеловеческий характер, они не противоречат друг другу и не сталкиваются между собой. И потому, тот, кто их учит, должен уважать и любить как свой, так и другие народы [2, c.15].
    Поэтому темой методического самообразования мною взята «Использование национального компонента в содержании техно­логического образования школьников».
    Объектом исследования выступают классы с изучением родного языка и культуры.
    Предмет исследования: использование национального компонента на уроках технологии в различных разделах программы.
    Перед собой мы поставили и реализуем следующие задачи:
    1.          Провести анализ конституционно-правовой, психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме национального образования.
    2.          Изучить опыт коллег по реализации образовательных и воспитательных задач технологического образования подрастающего поколения с опорой на изучение культур народов Поволжья  и адаптировать лучшее  в условиях МБОУ СОШ № 55  г. Ульяновска.
    3.          Выявить и определить условия, способствующие реализации национального компонента в технологическом образовании школьников (общие, частные, специфические).
    Актуальность темы обусловлена тем, что среди общих целей Концепции  обучения и воспитания граждан Российской Федерации школьного возраста и требований ФГОС важное место занимает процесс, направленный на целостное формирование и развитие личности ребенка, он предполагает становление отношения к Родине, ее истории, национальным традициям, обществу, коллективу, людям, труду, своим обязанностям и самому себе.
    Программа по технологии согласно ФГОС нового поколения позволяет по-своему структурировать учебный материал, дополнять его новыми сюжетными линиями, перераспределять часы для изучения отдельных разделов и тем в соответствии с имеющимися социально-экономическими условиями, национальными традициями, учебно-материальной базой образовательного учреждения, с учётом интересов, потребностей и индивидуальных способностей обучающихся [3, c.3].
    Одна из главных позиций современной школы – это опора на национальную культуру и народное творчество. Народное творчество – сильнейшее средство воспитания чуткого отношения к красоте и смыслу мира человека [4, c.10].
    Искусственно созданная «красота» промышленных предметов быта не смогла вытеснить основное и проверенное вековым опытом народное декоративно-прикладное искусство и народные промыслы.
    Анализируя программу «Технология», в том числе и с учётом  ФГОС нового поколения, нами выделен раздел «Художественные ремесла» в 5-7 классах. Сюда входят: вышивка, вязание, лоскутная пластика и т.д. Учитывая то, что у нас есть классы с изучением родного языка и культуры, используются элементы национального народного орнамента, национальная вышивка. Кратко остановимся на тех темах 5 класса, в которых мы успешно реализуем национальный компонент. При изучении темы «Декоративно-прикладное искусство» изучаются традиционные и современные виды декоративно-прикладного искусства России: узорное ткачество, вышивка, кружевоплетение, вязание, роспись по дереву, роспись по ткани, ковроткачество. Осуществляется знакомство с творчеством народных умельцев своего края /области/. Демонстрируются приемы украшения праздничной одежды в старину: отделка изделий вышивкой, тесьмой; изготовление сувениров к праздникам.
    При изучении темы «Основы композиции и законывосприятия цвета при создании предметовдекоративно-прикладного искусства» учащиеся знакомятся с понятиями композиции и орнамента, с символикой в орнаменте, изучают применение орнамента в народной вышивке и цветовые сочетания в орнаменте.
    В завершении раздела «Художественные ремесла» учащиеся изготавливают образцы лоскутных узоров, а затем проектные изделия в технике лоскутного шитья (по выбору с использованием народного орнамента) [5, c.149].
    Изделия декоративно-прикладного творчества, которые видят и изготавливают дети своими руками, раскрывают перед ними богатство культуры народа, помогают им усвоить нравы, обычаи, передаваемые от поколения к поколению, учат понимать и любить прекрасное.
    Вся работа, проводимая в течение многих лет, дает определенные результаты. Все уроки и мероприятия способствуют развитию личности, воспитывают чувство ответственности за порученное дело, помогают выявить способности, подготовить учащихся к трудовой деятельности, также воспитывают чувство дружбы у детей к народам разной национальности, учат понимать и ценить их культуру.
    Проблема национального обучения и воспитания заключается не только в познании, овладении учащимися определенных умений и навыков при изготовлении изделий народного творчества, предметов быта, национальных блюд, а так же затрагивает такие глобальные вопросы, как совершенствование познавательных мотивов к изучению традиций, истории и культур разных народов. Именно  поэтому исследование данной темы является актуальным и требует постоянного изучения и развития.
                                                                 Литература
     
    1.            Концепция содержания образования по образовательным областям. Аналитический доклад. Всероссийская научно-практическая конференция «Проблемы совершенствования содержания общего среднего образования» [текст]. – М., 2010.
    2.            Кузнецов, А.А. Проблемы оценки достижения требований образовательных стандартов [текст]. – Вологда, 2010.
    3.            Тищенко, А.Т., Синица, Н.В. Технология [текст]: программа: 5-8 классы. – М.: Вентана-Граф, 2012.
    4.            Швецова, Л.В. Приемы воздействия на национальную сферу учащихся [текст]. – М.: Просвещение, 2007.
    5.            Синица, Н.В., Симоненко, В.Д. Технология. Технология ведения дома: 5 класс [текст]: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений – М.: Вентана-Граф, 2012.
     
    Категория: Статьи сборника VIII конференции | Добавил: Kafedra (12.10.2013) E
    Просмотров: 582 | Рейтинг: 5.0/2
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]