Суббота, 22.06.2024, 09:24
Приветствую Вас Гость
Васин Е.К. Об архитектуре электронных образовательных ресурсов для технологической подготовки школьников - Статьи сборника VIII конференции - Международная заочная НПК "Непрерыное образование - Каталог статей - Образовательный сайт
Суббота, 22.06.2024, 09:24
Приветствую Вас Гость | RSS
Форма входа
Категории раздела
Статьи сборника VIII конференции [16] Статьи сборника IX конференции [5]
Поиск
Мини-чат
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Каталог статей


    Главная » Статьи » Международная заочная НПК "Непрерыное образование » Статьи сборника VIII конференции [ Добавить статью ]

    Васин Е.К. Об архитектуре электронных образовательных ресурсов для технологической подготовки школьников
             Результаты развития цивилизации свидетельствуют о том, что формирование информационного общества, а вместе с ним и информационного образования, происходит довольно быстрыми темпами. При этом на всех ступенях образования информационно-коммуникационные технологии (далее ИКТ) становятся системообразующими при организации учебно-воспитательного процесса. При этом образовательная область «Технология» не является исключением. Более того - практика показывает, что технологическая подготовка школьников будет эффективной, если  осуществляется на основе применения самых передовых разработок ИКТ.
             Очевидно, что традиционные методики в технологическом образовании учащихся малоэффективны при таком подходе. Это, в первую очередь, касается применения классно-урочной системы, основанной на коллективном освоении школьниками предусмотренного учебной программой материала. Информационное обучение - процесс индивидуальный, поэтому значительно более эффективной организацией учебно-воспитательного технологического процесса было бы бикомпонентное обучение, состоящее из самостоятельного дистанционного освоения учащимися учебного материала посредством использования электронных образовательных ресурсов (далее ЭОР) и творческого практикума в учебных мастерских.
             ЭОР – это программно-методический обучающий комплекс, соответствующий типовой учебной программе и обеспечивающий возможность ученику самостоятельно или с помощью преподавателя освоить учебной курс или его раздел. Такой продукт создается со встроенной структурой, словарями, возможностью поиска и т. п. [2].
    Проанализировав возможности использования ЭОР ИКТ в технологическом образовании учащихся общеобразовательной школы, мы выделили следующие принципиально важные направления их применения в учебно-воспитательном процессе в образовательной области «Технология»: в качестве источника учебной информации, инструмента при освоении учебного материала, мотивационного инструмента при организации учебно-познавательной деятельности, объективного средства осуществления контроля и самоконтроля степени усвоения учебного материала, инструмента при работе учащихся над творческим проектом, эффективного средства при проведении профориентационной работы, инструмента при проведении внеурочной работы по предмету.
    С учетом этого к разработке и использованию ЭОР предъявляется ряд требований, влияющих на их эффективность при практическом использовании. К. М. Шоломий выделяет три таких требования.
    1. ЭОР должны строиться с учетом особенностей таких познавательных психических процессов, как восприятие (преимущественно зрительное, а также слуховое и осязательное), внимание (его устойчивость, концентрация, переключаемость, распределение и объем), мышление (теоретическое понятийное, теоретическое образное, практическое наглядно-образное, практическое наглядно-действенное), воображение, память (мгновенная, кратковременная, оперативная, долговременная, явление замещения информации в кратковременной памяти).
    2. Изложение учебного материала ЭОР должно быть построено с учетом системы знаний обучающегося, в том числе знания языка, должно быть им понятным, но не слишком простым, поскольку это может привести к снижению внимания.
    3. ЭОР должны быть направлены на развитие как образного, так и логического мышления [1].
             Ключевым понятием образования, основанного на использовании потенциала ЭОР, является термин «информация». Строгого определения этот термин до сих пор не имеет, но для формирования архитектуры ЭОР он должен быть уточнен. Под информацией в дальнейшем мы будем понимать определенная совокупность сведений, изменяющих неопределенность в наших представлениях об окружающем мире, обществе или личности. 
             Необходимо различать три формы существования информации: информацию приобретенную (собственно сведения), присвоенную информацию (потенциально полезная информация или квазизнание) и информацию примененную (собственно знание).
             Приобретенная информация - это все сведения, которые становятся известны пользователю (потребителю информации). Объем сведений не может уменьшаться и они сохраняются при любом способе передачи. Сведения не являются знаниями или полезной информацией, поэтому они непродуктивны.
             Присвоенная информация - это усвоенные сведения, которые пользователь предполагает использовать для решения практической задачи. Присвоенная информация является полезной информацией. Полезная информация всегда субъективна и нестабильна, при этом увеличение объема полезной информации усиливает уровень ее нестабильности. При передаче полезная информация утрачивает свой статус и переходит в разряд сведений, поэтому полезная информация является, по существу, квазизнанием.
             Примененная на практике полезная информация становится собственно знанием. Знание всегда объективно, персонифицировано, продуктивно и ограничено. Знание стимулирует процесс освоения пользователем нового знания (знание порождает знание).   
             При проектировании и построении архитектуры ЭОР необходимо учитывать, что эти три формы существования информации находятся в диалектической взаимосвязи и взаимообусловленности.
             Под архитектурой ЭОР будем понимать структуру организации и функционирования всех компонентов ресурса.  Основными составляющими архитектуры ЭОР являются учебные блоки, обеспечивающие необходимое качество знания, приобретаемого пользователем. Эти блоки находятся в определенных функциональных отношениях с пользователем и между собой в рамках конкретного ресурса.
             Первый блок работы пользователя с информацией - организация учебной деятельности. Пользователь позиционирует себя в ЭОР путем введения определенных данных о себе и выбирает уровень объема и сложности предстоящей работы.
             Второй блок - актуализация опорных знаний. Этот блок линейно связан с предыдущим и позволяет актуализировать необходимую полученную ранее информацию и перевести ее в разряд присвоенной (полезной) информации.
             Третий блок работы с информацией - приобретение необходимых новых сведений. При работе с этим блоком пользователь приобретает необходимые сведения по теме занятия. Блок линейно связан с предыдущим.
             Четвертый блок ресурса - присваивание собранной информации. При работе с этим блоком пользователь производит перевод собранной необходимой информации в статус полезной информации. Учащийся (пользователь) усваивает приобретенную информацию, делает ее, таким образом, своей собственностью. Блок линейно связан с предыдущим.
             Пятый блок - трансформация полезной информации в знание. Сама по себе полезная информация еще не является знанием. Знание предполагает применение ее для решения какой либо практической задачи (в этом, собственно, смысл знания и состоит). При работе с этим блоком пользователь применяет усвоенную полезную информацию на практике и превращает ее, тем самым, в конкретное знание. Блок связан с предыдущим обратной связью - пользователь при необходимости может вернуться к работе с предыдущим блоком.
             Шестой блок - мониторинг качества полученного знания. При успешном итоге работы по трансформации полезной информации в знание учащийся переходит к проверке качества усвоения изученного материала путем выполнения теста выбранного уровня сложности. Этот блок линейно связан с предыдущим.
             Седьмой блок - независимая оценка качества учебной деятельности пользователя. На этом этапе подводятся итоги работы пользователя с ресурсом. Учащийся получает сертификат (его предоставляет ресурс) об успешном овладении изученным теоретическим материалом. Наличие сертификата позволяет ученику приступить к выполнению практикума. Блок линейно связан с предыдущим.
             В ЭОР предусмотрено два уровня управления: внутренний, осуществляемый программой и внешний, выполняемый пользователем. Такая двухуровневость управления ЭОР значительно усиливает интерактивность программного продукта, способствует усилению иллюзии интеллекта ресурса, что делает его не только эффективным при применении, но и стимулирует к нему интерес учащихся, что, в конечном итоге, способствует повышению качества технологического образования школьников, основанного на использовании потенциала электронных образовательных ресурсов.
             Многолетний опыт автора по разработке и применению электронных образовательных ресурсов в практике технологического обучения школьников подтверждает эффективность электронных образовательных ресурсов, имеющих представленную архитектуру.
     
    Литература
    1.    Шоломий, К. М. Психология и компьютер / К. М. Шоломий // Информатика и образование. – 2009. – № 6. – С. 91–95.
    2.   http://edu.kspu.ru/mod/resource/view.php?inpopup=true&id=4
    Категория: Статьи сборника VIII конференции | Добавил: Kafedra (03.07.2013) E
    Просмотров: 477 | Рейтинг: 5.0/1
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]