Муниципальное
образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр детского и
юношеского технического творчества г. Рыбинска Ярославской области через
образовательный процесс оптимально готовит детей к осознанному вступлению в
самостоятельную жизнь.
Техническое
творчество в системе дополнительного образования – это деятельность детей в
области техники, когда они в процессе работы что-то изменяют, дополняют, комбинируют
и разрабатывают «новое». В ходе различных событий: конкурсов, выставок,
использования в соревнованиях моделей, изготовленных на занятиях в творческом
объединении – у обучающегося появляется возможность испытать свои силы в
конструировании и моделировании простейших устройств. В теоретической
подготовке на занятиях и в массовых мероприятиях доступно в увлекательной форме
отражается мир современной и старинной техники, история изобретения машин,
сведения об учёных, изобретателях, мореплавателях, космонавтах, летчиках,
инструментах, материалах, рассказы о многообразии трудовой деятельности людей.
Занимаясь
на базе ЦДЮТТ в рамках внеурочной деятельности по программе «Юный конструктор»,
школьники приобретают начальные технические знания и понятия, позволяющие
реализовать их в практической деятельности и сформировать навыки работы с
инструментами и материалами.
С целью развития у обучающихся личностных и метапредметных
результатов педагоги используют технологию проектного обучения. Проектная деятельность — специально организованный педагогом
и самостоятельно выполняемый обучающимся комплекс действий, который завершается
созданием разного рода творческих работ.
Когда педагог предлагает заняться проектом, он лишь очерчивает планируемые
результаты обучения и исходные данные. Всё остальное предстоит делать детям:
ставить цель, намечать задачи, искать пути их решения, действовать, сравнивать
полученное с требуемым, корректировать деятельность. В качестве
результата работы над проектом в техническом творчестве может быть доклад, рисунок,
схема, конкретное изделие, макет, модель, видеофильм, электровикторина,
компьютерная разработка и т.п. В ходе работы над проектами у детей появляются
такие черты характера, как упорство, оптимизм, требовательность к себе,
способность воспринимать критику.
Использование технологии проектной деятельности способствует
воспитанию творческих амбиций у детей, т.к. направлено на формирование
позитивной самооценки и самоуважения, коммуникативной компетентности в
сотрудничестве, способности к организации деятельности и управлению ею, умения
решать творческие задачи и работать с информацией.
Работа над проектом позволяет
обучающимся объединиться по интересам, обеспечивает для них разнообразие
ролевой деятельности, воспитывает аккуратность и обязательность в выполнении
заданий.
Темы проектных заданий могут быть самыми разнообразными и
охватывать широкий круг интересов обучающихся. В авиа-, транспортном и судомоделировании
проект может быть индивидуальным; в начальном техническом моделировании,
конструировании и моделировании одежды каждый проект – результат
скоординированных совместных действий группы обучающихся. Работа, требующая
больших затрат времени, может быть выполнена в домашней обстановке.
Сотворчество обучающихся и родителей приводит к взаимопониманию, уважению и
доверию, формирует и возрождает новые духовные ценности.
Можно выделить следующие этапы выполнения проекта в техническом
творчестве: определение модели, мотивация, целеполагание, планирование, теоретическая
подготовка, практическая работа, анализ результатов и оформление проекта, текущий контроль и корректировка деятельности,
защита проекта, оценка качества
своей работы и других обучающихся.
Этапы выполнения проекта могут варьироваться. Обучающимся
предоставляется свобода творчества на каждом этапе, что имеет глубокий
педагогический смысл: расширяет кругозор, усиливает продуктивность фантазии,
способствует выражению положительных эмоций, побуждает активность, волю к
действию, помогает с большей настойчивостью и изобретательностью преодолевать
трудности, приобретать без принуждения трудовые навыки.
Коллективный
анализ деятельности формирует умения доброжелательно давать оценки, высказывать
мнения о действиях других людей, дети приобретают опыт гуманного взаимодействия
с педагогом и другими ребятами, иногда не только сверстниками, но и старшими.
При обсуждении
итогов отмечается качество выполнения работы, успех ребёнка по сравнению с ним
самим, проявление творческой инициативы, изобретательности.
Проектная деятельность предполагает решение
какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных
методов, средств обучения, а с другой — интегрирование знаний, умений из
различных областей науки, техники, технологии, творческих областей:
- за счёт
использования запаса технических понятий и специальных терминов расширяются
коммуникативные функции языка, возможности лингвистического развития
обучающегося;
- при ознакомлении с
правилами выполнения технических расчётов при проектировании устройств и
практическом использовании тех или иных технических решений школьники
знакомятся с особенностями практического применения математики;
- создавая демонстрационные
модели, ребята осваивают из черчения и геометрии приёмы проектирования и
конструирования;
- при оформлении
презентации проекта и во время сбора материалов проектной деятельности у ребят
развиваются навыки работы на компьютере, формируется опыт использований компьютерных
программ в новой области знаний.
Работа над проектом создаёт условия для
формирования технических и коммуникативных способностей, обладая которыми, обучающийся
оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся
условиям, работать в различных коллективах. Проектная деятельность позволяет
соединить имеющийся жизненный опыт с новыми знаниями, выработать активную
жизненную позицию, максимально реализовать имеющиеся у ребёнка творческие
возможности. |