Познавательная
деятельность является одним из распространенных видов внеурочной деятельности.
Изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах
современного общества требуют корректировки содержательных, методических
аспектов образования, пересмотра ценностных приоритетов и педагогических
средств. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование
у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания,
тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, быть
открытыми для новых контактов и культурных связей.
Учебное
исследование – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания,
которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования,
что очень важно в техническом творчестве. Работая с младшими школьниками
необходимо помнить, что именно этот возраст закладывает интерес, потребность и
привычку к умственной деятельности.
В
муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей Центр
детского и юношеского технического творчества г. Рыбинска Ярославской области создана
исключительно творческая среда, способствующая удовлетворению потребностей младшего
школьника в исследовании: именно здесь обучающийся действует сам в ситуации
поиска, получает знания из взаимодействия с техникой, объектами труда, природы,
с культурными памятниками.
Ребёнок
по природе – исследователь. Эта способность подкреплена на эмоциональном уровне
чувствами любопытства, радости открытия и достижения цели. Позитивное отношение к знанию как
общественной ценности вырабатывается у школьника в том случае, если знание
становится объектом эмоционального переживания. Наиболее удачной формой здесь
может быть научное общество обучающихся, в рамках которого осуществляется
исследовательская деятельность детей, поиск и конструирование нового знания —
знания своего, искомого, выстраданного.
Для стимулирования положительного отношения к учебному
исследованию педагоги используют специальные приемы:
· создание на
занятиях ситуации занимательности: любопытные примеры и факты, относящиеся к изучаемой
теме;
· широкое
использование сравнений и аналогий;
· образное, эмоциональное
изложение нового материала;
· систематическое
ознакомление с новинками науки и техники, побуждение к самостоятельному чтению
научно-популярной литературы;
· сопоставление
научных и житейских представлений об изученных процессах, максимальная опора на
жизненный опыт обучающихся;
· организация
дискуссий, создание проблемных ситуаций;
· создание ситуации
успеха на занятии путем оказания дифференцированной помощи разным ребятам,
выполняющим работу одинаковой сложности, и поощрение.
Исследование
ведёт ребенка к наблюдениям, к опытам над свойствами отдельных предметов, к
сравнению действий различных устройств, механизмов и машин, что даёт прочный
фундамент фактов для постепенной ориентировки детей в окружающем мире. Изучение
технической литературы, анализ схем и чертежей приводит к получению прочных
знаний в той или иной области науки и техники.
Темы исследований
для младших школьников должны быть жизненными, реальными или вытекающими из
потребности той среды, которая окружает учреждение дополнительного образования,
школу или семью обучающегося. В то же время тема работы должна быть
увлекательна для ребёнка необычностью и даже романтичностью ее постановки, или
привлечением сложного аппарата, далеко выходящего за пределы школьных познаний,
что вызывает в нем чувство самоуважения и приподнимает над сверстниками.
Чёткая
постановка исследовательской задачи позволяет качественно составить программу и
выбрать методику проведения исследования. Ребёнок посещает выставки, работает с
документами и первоисточниками, общается с очевидцами.
Он сравнивает, анализирует, ищет, обобщает. Нередко исследовательское задание обучающегося
является элементом коллективной работы творческого объединения.
Дети,
включенные в учебно-исследовательскую деятельность с младшего школьного
возраста, никогда не будут довольствоваться тем, что у них есть. Развивая
исследовательские качества ребёнка, педагог гарантирует ему успешный процесс
непрерывного самообразования в зрелом возрасте, что и определит его
состоятельность как личности и профессионала.