Суббота, 22.06.2024, 16:20
Приветствую Вас Гость
Жукова Н.Н., Роговская Н.А. Роль исследовательской деятельности в развитии успешности обучающихся творческих объединений технической направ - Статьи сборника VIII конференции - Международная заочная НПК "Непрерыное образование - Каталог статей - Образовательный сайт
Суббота, 22.06.2024, 16:20
Приветствую Вас Гость | RSS
Форма входа
Категории раздела
Статьи сборника VIII конференции [16] Статьи сборника IX конференции [5]
Поиск
Мини-чат
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Каталог статей


    Главная » Статьи » Международная заочная НПК "Непрерыное образование » Статьи сборника VIII конференции [ Добавить статью ]

    Жукова Н.Н., Роговская Н.А. Роль исследовательской деятельности в развитии успешности обучающихся творческих объединений технической направ

    Всякое знание остается мертвым,
    если в учащихся не развивается инициатива
    и самодеятельность, стремление к науке.
    Н.А. Умов

        

    Познавательная деятельность является одним из распространенных видов внеурочной деятельности. Изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических аспектов образования, пересмотра ценностных приоритетов и педагогических средств. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.

    Учебное исследование – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования, что очень важно в техническом творчестве. Работая с младшими школьниками необходимо помнить, что именно этот возраст закладывает интерес, потребность и привычку к умственной деятельности.

    В муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей Центр детского и юношеского технического творчества г. Рыбинска Ярославской области создана исключительно творческая среда, способствующая удовлетворению потребностей младшего школьника в исследовании: именно здесь обучающийся действует сам в ситуации поиска, получает знания из взаимодействия с техникой, объектами труда, природы, с культурными памятниками.

    Ребёнок по природе – исследователь. Эта способность подкреплена на эмоциональном уровне чувствами любопытства, радости открытия и достижения цели. Позитивное отношение к знанию как общественной ценности вырабатывается у школьника в том случае, если знание становится объектом эмоционального переживания. Наиболее удачной формой здесь может быть научное общество обучающихся, в рамках которого осуществляется исследовательская деятельность детей, поиск и конструирование нового знания — знания своего, искомого, выстраданного.

    Для стимулирования положительного отношения к учебному исследованию педагоги используют специальные приемы:

    ·     создание на занятиях ситуации занимательности: любопытные примеры и факты, относящиеся к изучаемой теме;

    ·     широкое использование сравнений и аналогий;

    ·     образное, эмоциональное изложение нового материала;

    ·     систематическое ознакомление с новинками науки и техники, побуждение к самостоятельному чтению научно-популярной литературы;

    ·     сопоставление научных и житейских представлений об изученных процессах, максимальная опора на жизненный опыт обучающихся;

    ·     организация дискуссий, создание проблемных ситуаций;

    ·     создание ситуации успеха на занятии путем оказания дифференцированной помощи разным ребятам, выполняющим работу одинаковой сложности, и поощрение.

    Исследование ведёт ребенка к наблюдениям, к опытам над свойствами отдельных предметов, к сравнению действий различных устройств, механизмов и машин, что даёт прочный фундамент фактов для постепенной ориентировки детей в окружающем мире. Изучение технической литературы, анализ схем и чертежей приводит к получению прочных знаний в той или иной области науки и техники.

    Темы исследований для младших школьников должны быть жизненными, реальными или вытекающими из потребности той среды, которая окружает учреждение дополнительного образования, школу или семью обучающегося. В то же время тема работы должна быть увлекательна для ребёнка необычностью и даже романтичностью ее постановки, или привлечением сложного аппарата, далеко выходящего за пределы школьных познаний, что вызывает в нем чувство самоуважения и приподнимает над сверстниками.

    Чёткая постановка исследовательской задачи позволяет качественно составить программу и выбрать методику проведения исследования. Ребёнок посещает выставки, работает с документами и первоисточниками, общается с очевидцами. Он сравнивает, анализирует, ищет, обобщает. Нередко исследовательское задание обучающегося является элементом коллективной работы творческого объединения.

    Дети, включенные в учебно-исследовательскую деятельность с младшего школьного возраста, никогда не будут довольствоваться тем, что у них есть. Развивая исследовательские качества ребёнка, педагог гарантирует ему успешный процесс непрерывного самообразования в зрелом возрасте, что и определит его состоятельность как личности и профессионала.

     

    Категория: Статьи сборника VIII конференции | Добавил: Kafedra (28.06.2013) E
    Просмотров: 304 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]