Ход развития педагогической науки показывает, что методическое обеспечение учебного процесса становится эффективным инструментом управления обучением обучающихся и его неуклонного совершенствования в том случае, если оно является системным и охватывает все стороны и опосредования данного процесса. ... [Беспалько В.П., Татур Ю.Г. , 1989].
Анализ методической литературы показал, что на сегодняшний день нет единых подходов к проблеме методического обеспечения системы повышения квалификации педагогов. Однако, в настоящее время в педагогической науке уже сложились определенные подходы к созданию учебно-методических комплексов (УМК). Задача состоит в том, чтобы привести эти подходы при создании УМК в соответствие с современными требованиями, а также сделать их не формальным набором документов, а действенным инструментом совершенствования всего процесса повышения квалификации учителей.
Создание УМК – целенаправленная творческая работа преподавательского состава кафедр, учитывающая объективные и субъективные условия процесса постдипломного образования. Как справедливо указывали В.П.Беспалько и Ю.Г.Татур, «совершенствование учебно-методического комплекса и учебного процесса – это не разовое мероприятие, а постоянная деятельность ученых по учету, с одной стороны, накапливаемых педагогической наукой знаний о закономерностях обучения, а с другой – данных практического, педагогического опыта, являющегося естественной опытной базой по проверке эффективности имеющихся учебно-методических комплексов на практике. Разработка методического обеспечения учебного процесса – это сложная и трудоемкая методическая проблема, решение которой, однако, не находится за пределами возможностей педагогических коллективов любых учебных заведений. Единственное, что требуется для этого, – профессиональная научно-педагогическая и специальная компетентность разработчиков этого обеспечения».
Творчески используя опыт родственных кафедр Кемеровского, Нижегородского, Санкт-Петербургского, Чебоксарского, Хабаровского и других институтов повышения квалификации, а также результаты своей экспериментальной работы, позволило создать на кафедре технологического образования УИПКПРО научно-методический комплекс (НМК) предметной подготовки учителя технологии в системе повышения квалификации, под которым понимается определенная совокупность учебно-методических документов, конструирующих учебный процесс, реализующийся впоследствии на практике», а также объекты, в которых данный процесс протекает, органически взаимосвязанные между собой, служащие успешному решению учебных задач.
Научно-методический комплекс включает в себя шесть дидактических комплексов:• диагностический;
• контролирующий;
• комплекс преподавателя;
• консультационный;
• комплекс слушателя;
• мониторинговый.
Объектом особого внимания кафедры является блочно-модульная профессиональная образовательная программа «Технология».
Зарубежный и отечественный практический опыт профессионального образования позволяет утверждать о возрастающей роли модульной технологии отбора и реализации содержания обучения. Модульные дидактические системы, технологии, программы на основе принципов модульного обучения созданы и развиваются во многих образовательных учреждениях США, Западной Европы, получили распространение и в России в учреждениях различного типа.
В своей основе модульное обучение предполагает, что через освоение ряда модульных курсов, которые каждая учебная группа слушателей набирает себе, она сумеет получить тот необходимый уровень компетентности, который в дальнейшем позволит слушателям совершенствоваться в своей профессии. То есть, если представить модули «кирпичиками» в системе
образования, а «здание», возведенное из этих «кирпичиков» – это уровень компетентности педагога, к которой он стремиться, то чем массивнее и основательнее будет набор этих «кирпичиков», тем надежнее будет построенная конструкция, тем более компетентным будет профессионал [Бородина Т.Л., 2007].Преимущество модульных программ, основанных на компетенциях, состоит в том, что:
- по мере изменений требований сферы труда в модули могут быть оперативно внесены необходимые дополнения;
- на основе различных комбинаций модулей можно формировать самые различные курсы обучения в зависимости от потребности обучающихся и их исходного уровня (т.е. умений, знаний и опыта, полученного в ходе ранее завершенного обучения или трудовой деятельности).
Гибкость модульных программ, основанных на компетенциях:- позволяет оперативно обновлять или заменять конкретные модули при изменении требований к специалисту вследствие изменений в технологиях и организации труда, обеспечивая качество подготовки педагогов на конкурентно способном уровне;
- дает возможность индивидуализировать обучение для каждого обучающегося исходя из его уровня знаний и умений и предыдущего обу-чения (или трудового опыта) путем комбинирования необходимых модулей;
- позволяет применять одни и те же модули в нескольких учебных программах [Рапацевич О.С., 2007] .
Разработка модульных программ профессионального обучения основывается на предметно-деятельностном и системно-деятельностном подходах к анализу профессиональной деятельности слушателей, в результате которого выстраивается ее определенная структура. При данных подходах обеспечивается переосмысление места и роли теоретических знаний в процессе совершенствования компетенций, их упорядочивание и систематизация, что в конечном счете приводит к повышению мотивации обучающихся в их освоении. Данные подходы реально обеспечивают повышение эффективности и качества системы повышения квалификации педагогов за счет методики формирования содержания и организации обучения.
По мнению С. Я. Батышева, в рамках различных концепций модульные программы имеют различный состав и структурное построение, представляются в документах по различным формам, но три основные компонента включают обязательно: целевую содержательную программу; банк информации, представленный в том или ином виде; методические руководства для обучаемых.
Модули разделяются на более мелкие части – учебные элементы в соответствии с конкретными профессиональными умениями и навыками, осваиваемыми способами деятельности. Овладение каждым элементом в совокупности должно обеспечивать овладение/совершенствование профессиональными умениями педагогом.Разработка модулей должна строиться на принципах цельности – обеспечивая структуризацию содержания обучения на обособленные, логически завершенные элементы-модули, отражающие полноту и логичность построения единиц учебного материала в блоках-модулях, внутри которых учебный материал структурируется в виде системы учебных элементов.
Конструируемые из взаимозаменяемых модулей учебная программа (или учебный курс), становится более подвижным. При этом соблюдается дифференциация обучения, так как меняются содержание и уровень сложности учебной деятельности, обеспечивая слушателям возможность удовлетворения их образовательных потребностей. По идее каждая группа может выбрать одну наиболее пригодную организационную схему обучения или комбинировать несколько вариантов, предусматривающих самостоятельную работу с модулем при использовании ТСО, консультации с более подготовленными педагогами и преподавателем и т.д. При этом для каждого модуля должны быть разработаны критерии оценки уровня овладения учебным материалом.
На этой основе нами сформирована блочно-модульная профессиональная программа, включающая блочный учебный план и комплект модульных про-грамм учебных дисциплин. Она включает в себя четыре блока (общенаучная, общекультурная, предметная подготовки и факультативы по выбору слушателей), и двенадцать укрупнённых модулей («Нормативно-правовые, экономические и социальные основы образования», «Актуальные проблемы педагогики и психологии в современном образовании», «Общество, образование и культура педагога», «Научно-теоретические основы преподавания технологии», «Научно-методическая подготовка слушателей», «Спецкурсы по выбору методической направленности», «Факультативы технологической и декоративно-прикладной направленности» и т.д.), в которые входят в качестве учебных элементов уже конкретные курсы, факультативы.