На кафедре технологического образования УИПКПРО создан и постоянно совершенствуется дидактический комплекс слушателя (ДСК), являющийся частью научно-методического комплекса к дополнительной профессиональной программе «Технология».
Дидактический комплекс слушателя – это совокупность взаимо-связанных элементов педагогических средств обучения на курсах повышения квалификации, созданных с целью обеспечения активизации познавательной деятельности и творчества обучающихся, и составляющих научно-методическую базу совершенствования их дальнейшей профессиональной деятельности.
Созданный ДКС состоит из двух частей.
Первую часть средств обучения слушатели получают на занятиях от преподавателей в качестве раздаточных материалов (на бумажных или электронных носителях).
Вторая часть – «Приехавшему на курсы», слушатели получают в первый день занятий в электронном (по желанию каждому слушателю) и бумажном вариантах (один экземпляр выдаётся старосте группы), который включает в себя:
Дидактический комплекс слушателя – это совокупность взаимо-связанных элементов педагогических средств обучения на курсах повышения квалификации, созданных с целью обеспечения активизации познавательной деятельности и творчества обучающихся, и составляющих научно-методическую базу совершенствования их дальнейшей профессиональной деятельности.
Созданный ДКС состоит из двух частей.
Первую часть средств обучения слушатели получают на занятиях от преподавателей в качестве раздаточных материалов (на бумажных или электронных носителях).
Вторая часть – «Приехавшему на курсы», слушатели получают в первый день занятий в электронном (по желанию каждому слушателю) и бумажном вариантах (один экземпляр выдаётся старосте группы), который включает в себя:
- режим работы на курсах;
- краткую образовательная программа курсов;
- расписание занятий;
- примерный «Темник» выпускных квалификационных работ;
- экзаменационные (зачетные) вопросы (по педагогике, психологии, предметной подготовке, охране труда);
- образцы заявлений слушателей (для выполнения выпускной и аттестационной работ);
- каталоги:
- Педагогических изданий периодической печати, выписываемых учебно-методическим кабинетом и библиотекой УИПКПРО.
- Учебно-методической литературы по «Технологии» (программы, учебники, пособия, рабочие тетради, рекомендации т.д.).
- Методических материалов, изданных кафедрой для слушателей курсов.
- Малотиражных изданий, подготовленных кафедрой для слушателей курсов.
- Малотиражных изданий УИПКПРО, актуальных для слушателей.
- Публикаций в журнале «Школа и производство» (за последние 5 лет).
- Публикаций периодической педагогической печати о «Технологии».
- Видеоматериалов, предлагаемых слушателям для ознакомления в курсовой период.
- Аннотированный каталог «Элективные курсы в профильном технологическом обучении».
- Электронных учебных пособий по «Технологии».
- Адресов в Internet для образовательной области «Технология».
- Учебно-методических пособий кафедральной библиотеки.
- Адресов передового опыта.
- Тем выпускных работ слушателей за 2005-2007 учебные годы.
- Лучших выпускных работ слушателей (2000-2003 гг.).
- Лучших выпускных работ слушателей за 2004-2007 учебные годы.
- Каталог рекомендованной литературы по темам выпускных работ.
- Факультативов к общенаучной и общекультурной подготовке.
- Факультативов к предметной подготовке (методической и декоративно-прикладной направленности).
- Спецкурсов к предметной подготовке.
- Публикаций преподавателей кафедры.
Задачами ДКС является:
- помощь слушателям осознать целостную картину изучаемого материала;
- облегчение усвоения материала;
- индивидуализирование обучения;
- совершенствование контроля и самоконтроля (а, следовательно, повышение результативности учебного процесса).
Процесс разработка модели ДКС осуществлялся на основе следующих принципов:
- системности, под которым понимается объединения некоторого разнообразия в единое целое и четко расчлененное целое, элементы которого по отношению к целому занимают соответствующие места;- телеологического, требующего глубокого понимания каждым слушателем близких и отдаленных целей обучения;
- модульности, который позволяет содержание учебного курса рассматривать как совокупность элементов системы, состоящей из инвариантных модулей;
- индивидуальности, позволяющего обеспечить возможность приспособления содержания обучения и путей его усвоения к индивидуальным особенностям слушателя;
- рейтинга, который предполагает систему накопления условных единиц знаний обучающимся в течение всего периода обучения и в зависимости от количества баллов получает достаточно адекватную оценку;
- разностороннего методического консультирования;
- экономии учебного времени, направленного на обеспечение резерва времени для самостоятельной, творческой работы слушателя.
Главной функцией ДКС является обеспечение условий для профессионального саморазвития слушателя. Кроме того:- облегчение усвоения материала;
- индивидуализирование обучения;
- совершенствование контроля и самоконтроля (а, следовательно, повышение результативности учебного процесса).
Процесс разработка модели ДКС осуществлялся на основе следующих принципов:
- системности, под которым понимается объединения некоторого разнообразия в единое целое и четко расчлененное целое, элементы которого по отношению к целому занимают соответствующие места;- телеологического, требующего глубокого понимания каждым слушателем близких и отдаленных целей обучения;
- модульности, который позволяет содержание учебного курса рассматривать как совокупность элементов системы, состоящей из инвариантных модулей;
- индивидуальности, позволяющего обеспечить возможность приспособления содержания обучения и путей его усвоения к индивидуальным особенностям слушателя;
- рейтинга, который предполагает систему накопления условных единиц знаний обучающимся в течение всего периода обучения и в зависимости от количества баллов получает достаточно адекватную оценку;
- разностороннего методического консультирования;
- экономии учебного времени, направленного на обеспечение резерва времени для самостоятельной, творческой работы слушателя.
- он обеспечивает условия для профессиональной самореализации личности;
- с помощью комплекса у слушателей продолжают развиваться фундаментальные представления о методической науке;
- он развивает у слушателей способности определять свои информационные потребности в области «Теории и методики обучения технологии», ориентироваться в современных её направлениях, непрерывно осваивать новые знания и применять их в качестве средств методической деятельности;
- он развивает умения сознательно выбирать способы методической работы из многих вариантов, комплексно оценивать их последствия;
- он позволяет интегрировать и дифференцировать содержание обучения, обеспечивая изучение курса в полном и углубленном вариантах, что позволяет сократить курс обучения без ущерба для полноты и глубины усвоения учебного материала;
- комплекс позволяет стимулировать самостоятельное обучение слушателей и обеспечивать его индивидуальный темп;
- он позволяет акцентировать работу преподавателя на консультативно-координирующей функции управления познавательной деятельностью слушателей.
- с помощью комплекса у слушателей продолжают развиваться фундаментальные представления о методической науке;
- он развивает у слушателей способности определять свои информационные потребности в области «Теории и методики обучения технологии», ориентироваться в современных её направлениях, непрерывно осваивать новые знания и применять их в качестве средств методической деятельности;
- он развивает умения сознательно выбирать способы методической работы из многих вариантов, комплексно оценивать их последствия;
- он позволяет интегрировать и дифференцировать содержание обучения, обеспечивая изучение курса в полном и углубленном вариантах, что позволяет сократить курс обучения без ущерба для полноты и глубины усвоения учебного материала;
- комплекс позволяет стимулировать самостоятельное обучение слушателей и обеспечивать его индивидуальный темп;
- он позволяет акцентировать работу преподавателя на консультативно-координирующей функции управления познавательной деятельностью слушателей.
В процессе работы нами выявлены важнейшие условия создания ДКС, без учета которых использование комплекса будет малопродуктивным.
Суть первого условия заключается в необходимости всестороннего учета характеристик педагогической среды, в пространстве которой будет развертываться процесс обучения. Сбор фактологического материала о важнейших характеристиках может быть осуществлен по пяти позициям: уровень подготовленности слушателя к изучению учебного материала; скорость усвоения учебной информации; качество усвоения материала за определенный промежуток времени; уровень отношения к учебной деятельности; пробелы в знаниях, которые могут затруднять усвоение слушателем нового учебного материала.
Суть первого условия заключается в необходимости всестороннего учета характеристик педагогической среды, в пространстве которой будет развертываться процесс обучения. Сбор фактологического материала о важнейших характеристиках может быть осуществлен по пяти позициям: уровень подготовленности слушателя к изучению учебного материала; скорость усвоения учебной информации; качество усвоения материала за определенный промежуток времени; уровень отношения к учебной деятельности; пробелы в знаниях, которые могут затруднять усвоение слушателем нового учебного материала.
Второе условие формирования ДКС связано с решением проблемы ускорения индивидуального освоения слушателями общенаучных, в т.ч. методических знаний. Формирование (развитие) профессиональных знаний и навыков у слушателей с помощью ДКС можно условно разделить на три этапа.
На первом этапе (принятия целей ДКС) слушатель приобретает базовые знания. Получив в руки ДКС, он знакомится с его содержанием, подбирает рекомендованную нормативную литературу, составляет приблизительный план овладения учебной информацией и выполнения практических заданий. Следующим шагом является встреча с преподавателем на лекциях, где акцентируется внимание слушателей на учебные цели и определяются пути их достижения. Далее слушатель приступает к самостоятельной работе по изучению теоретического материала с помощью ДКС. Он работает с подобранными текстами, дополнительной литературой, системой упражнений и заданий для самоконтроля. При этом его действия и успехи в основном зависят только от него. На данном этапе происходит стихийное профессиональное саморазвитие слушателей, поскольку их собственная активность носит скорее вынужденный характер, чем добровольный.
На втором этапе (освоение способов деятельности, направленных на реализацию данных целей) происходит верификация полученных знаний, их углубление и закрепление, приобретение необходимого опыта (умений). Слушатели посещают практические занятия, выездные занятия в опорных образовательных учреждениях кафедры технологического образования. Преподаватели выполняют роль консультанта, направляя работу слушателей, корректируя ее по мере надобности. На данном этапе у слушателей с помощью ДКС происходит формирование фундаментальных представлений о данном виде деятельности, вполне осознанно и самостоятельно приобретаются знания и реализуются их способности в сфере образования. Именно на этом этапе слушатель начинает осознанно воспринимать себя специалистом, критически оценивать результаты своих действий и нести ответственность за них, творчески относиться к своей профессиональной деятельности, что является условием профессионального саморазвития, т.е. происходит стихийно-сознательное профессиональное саморазвитие слушателей.
На третьем этапе (самостоятельная деятельность слушателя с элементами творчества) слушатели выполняют творческие методические проекты, готовясь и участвуя в семинарах, «круглых столах», демонстрируя свои знания и достигнутые умения, т.е. происходит контроль достижения целей. На этом этапе у слушателей с помощью ДКС формируется потребности в области социального и технологического преобразования действительности, ориентироваться в современных условиях, непрерывно усваивать новые знания и применять их в качестве средств деятельности; формируются способы сознательно выбирать способы преобразовательной деятельности из многих вариантов и комплексно оценивать их последствия, т.е. на данном этапе активизируется творческая работа слушателей, происходит их дальнейшее профессиональное саморазвитие, в результате которого они приобретают навыки самотворчества и саморазвития. Данный этап можно отнести к этапу сознательного саморазвития.
Использование ДКС ориентировано на изменение характера деятельности слушателей через предоставление им альтернативных возможностей различного содержания, направленности и влияния на развитие когнитивного, практического, рефлексивно-оценочного, а через них – и мотивационного компонентов направленности личности.
Необходимо отметить, что курсы повышения квалификации предусматривают значительную самостоятельную работу слушателей. Поэтому ДКС позволяет не только самостоятельно организовать усвоение нового материала, но и экономить время для творческой и исследовательской работы.
На первом этапе (принятия целей ДКС) слушатель приобретает базовые знания. Получив в руки ДКС, он знакомится с его содержанием, подбирает рекомендованную нормативную литературу, составляет приблизительный план овладения учебной информацией и выполнения практических заданий. Следующим шагом является встреча с преподавателем на лекциях, где акцентируется внимание слушателей на учебные цели и определяются пути их достижения. Далее слушатель приступает к самостоятельной работе по изучению теоретического материала с помощью ДКС. Он работает с подобранными текстами, дополнительной литературой, системой упражнений и заданий для самоконтроля. При этом его действия и успехи в основном зависят только от него. На данном этапе происходит стихийное профессиональное саморазвитие слушателей, поскольку их собственная активность носит скорее вынужденный характер, чем добровольный.
На втором этапе (освоение способов деятельности, направленных на реализацию данных целей) происходит верификация полученных знаний, их углубление и закрепление, приобретение необходимого опыта (умений). Слушатели посещают практические занятия, выездные занятия в опорных образовательных учреждениях кафедры технологического образования. Преподаватели выполняют роль консультанта, направляя работу слушателей, корректируя ее по мере надобности. На данном этапе у слушателей с помощью ДКС происходит формирование фундаментальных представлений о данном виде деятельности, вполне осознанно и самостоятельно приобретаются знания и реализуются их способности в сфере образования. Именно на этом этапе слушатель начинает осознанно воспринимать себя специалистом, критически оценивать результаты своих действий и нести ответственность за них, творчески относиться к своей профессиональной деятельности, что является условием профессионального саморазвития, т.е. происходит стихийно-сознательное профессиональное саморазвитие слушателей.
На третьем этапе (самостоятельная деятельность слушателя с элементами творчества) слушатели выполняют творческие методические проекты, готовясь и участвуя в семинарах, «круглых столах», демонстрируя свои знания и достигнутые умения, т.е. происходит контроль достижения целей. На этом этапе у слушателей с помощью ДКС формируется потребности в области социального и технологического преобразования действительности, ориентироваться в современных условиях, непрерывно усваивать новые знания и применять их в качестве средств деятельности; формируются способы сознательно выбирать способы преобразовательной деятельности из многих вариантов и комплексно оценивать их последствия, т.е. на данном этапе активизируется творческая работа слушателей, происходит их дальнейшее профессиональное саморазвитие, в результате которого они приобретают навыки самотворчества и саморазвития. Данный этап можно отнести к этапу сознательного саморазвития.
Использование ДКС ориентировано на изменение характера деятельности слушателей через предоставление им альтернативных возможностей различного содержания, направленности и влияния на развитие когнитивного, практического, рефлексивно-оценочного, а через них – и мотивационного компонентов направленности личности.
Необходимо отметить, что курсы повышения квалификации предусматривают значительную самостоятельную работу слушателей. Поэтому ДКС позволяет не только самостоятельно организовать усвоение нового материала, но и экономить время для творческой и исследовательской работы.