Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся в профильных классах технического уровня (Гайдуль А.В.)
Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся в профильных классах технического уровня
Для выполнения требований государственного образовательного стандарта в условиях профильного технического обучения (сокращен 1 час литературы в 10 классе) многие учителя русского языка и литературы обращаются к активным методам обучения - проектным и исследовательским. Кроме того, в последнее время наблюдается все большая потребность школьников участвовать в проектной и исследовательской деятельности. Об этом свидетельствуют результаты опроса учащихся 9, 10 классов (около 70 % обучающихся профильного технического класса хотели бы заниматься проектной и исследовательской деятельностью по русскому языку и литературе).
Можно отметить, что активизируется процесс включения школьников в активную познавательную деятельность. В то же время анализ содержания представляемых учениками работ, их выступления на читательских конференциях позволяют сделать вывод о том, что в большинстве случаев деятельность учащихся как исследовательская не вполне самостоятельна. Многие школьники затрудняются самостоятельно выдвигать и обосновывать проблему, планировать деятельность, формулировать цель, осуществлять поиск и анализ необходимой информации, представлять результаты исследования, грамотно выстраивать доклад. Обучающиеся обращаются за помощью к учителю, и внутренняя мотивация к такого рода деятельности ослабевает.
Поиск возможностей разрешения создавшейся ситуации потребовал рассмотрения исследований по данной тематике.
Исследовательский подход в обучении не является новым педагогическим явлением. В России идея его использования была впервые выдвинута во второй половине Х VIII века, однако более 100 лет потребовалось, чтобы она стала востребована педагогическим сообществом.
Исследовательский подход в обучении - это путь знакомства учащихся с методами научного познания, важное средство формирования у них научного мировоззрения, развития мышления и познавательной самостоятельности. Функции исследовательского подхода в обучении: воспитание познавательного интереса, создание положительной мотивации учения и образования; формирование глубоких, прочных и действенных знаний; развитие интеллектуальной сферы личности, формирование умений и навыков самообразования; развитие познавательной активности и самостоятельности. (Читать дальше)
Источник: журнал "Вопросы интернет образования"