ДКС является обеспечение условий для профессионального саморазвития слушателя. Кроме того:
В процессе работы нами выявлены важнейшие условия создания ДКС, без учета которых использование комплекса будет малопродуктивным.
Суть первого условия заключается в необходимости всестороннего учета характеристик педагогической среды, в пространстве которой будет развертываться процесс обучения. Сбор фактологического материала о важнейших характеристиках может быть осуществлен по пяти позициям: уровень подготовленности слушателя к изучению учебного материала; скорость усвоения учебной информации; качество усвоения материала за определенный промежуток времени; уровень отношения к учебной деятельности; пробелы в знаниях, которые могут затруднять усвоение слушателем нового учебного материала.
Второе условие формирования ДКС связано с решением проблемы ускорения индивидуального освоения слушателями общенаучных, в т.ч. методических знаний. Формирование (развитие) профессиональных знаний и навыков у слушателей с помощью ДКС можно условно разделить на три этапа.
На первом этапе (принятия целей ДКС) слушатель приобретает базовые знания. Получив в руки ДКС, он знакомится с его содержанием, подбирает рекомендованную нормативную литературу, составляет приблизительный план овладения учебной информацией и выполнения практических заданий. Следующим шагом является встреча с преподавателем на лекциях, где акцентируется внимание слушателей на учебные цели и определяются пути их достижения. Далее слушатель приступает к самостоятельной работе по изучению теоретического материала с помощью ДКС. Он работает с подобранными текстами, дополнительной литературой, системой упражнений и заданий для самоконтроля. При этом его действия и успехи в основном зависят только от него. На данном этапе происходит стихийное профессиональное саморазвитие слушателей, поскольку их собственная активность носит скорее вынужденный характер, чем добровольный.
На втором этапе (освоение способов деятельности, направленных на реализацию данных целей) происходит верификация полученных знаний, их углубление и закрепление, приобретение необходимого опыта (умений). Слушатели посещают практические занятия, выездные занятия в опорных образовательных учреждениях кафедры технологического образования. Преподаватели выполняют роль консультанта, направляя работу слушателей, корректируя ее по мере надобности. На данном этапе у слушателей с помощью ДКС происходит формирование фундаментальных представлений о данном виде деятельности, вполне осознанно и самостоятельно приобретаются знания и реализуются их способности в сфере образования. Именно на этом этапе слушатель начинает осознанно воспринимать себя специалистом, критически оценивать результаты своих действий и нести ответственность за них, творчески относиться к своей профессиональной деятельности, что является условием профессионального саморазвития, т.е. происходит стихийно-сознательное профессиональное саморазвитие слушателей.
На третьем этапе (самостоятельная деятельность слушателя с элементами творчества) слушатели выполняют творческие методические проекты, готовясь и участвуя в семинарах, «круглых столах», демонстрируя свои знания и достигнутые умения, т.е. происходит контроль достижения целей. На этом этапе у слушателей с помощью ДКС формируется потребности в области социального и технологического преобразования действительности, ориентироваться в современных условиях, непрерывно усваивать новые знания и применять их в качестве средств деятельности; формируются способы сознательно выбирать способы преобразовательной деятельности из многих вариантов и комплексно оценивать их последствия, т.е. на данном этапе активизируется творческая работа слушателей, происходит их дальнейшее профессиональное саморазвитие, в результате которого они приобретают навыки самотворчества и саморазвития. Данный этап можно отнести к этапу сознательного саморазвития.
Использование ДКС ориентировано на изменение характера деятельности слушателей через предоставление им альтернативных возможностей различного содержания, направленности и влияния на развитие когнитивного, практического, рефлексивно-оценочного, а через них – и мотивационного компонентов направленности личности.
Необходимо отметить, что курсы повышения квалификации предусматривают значительную самостоятельную работу слушателей. Поэтому ДКС позволяет не только самостоятельно организовать усвоение нового материала, но и экономить время для творческой и исследовательской работы.